После боевого дежурства в серверных морях на стоянке в Северном Тушино.
В 1979-м году в городе Горький (ныне Нижний Новгород) на заводе “Красное Сормово” была построена большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б “Сом”, получившая обозначение Б-396. В 1980-м году лодка была спущена на воду и включена в состав Краснознаменного Северного флота.
Основные характеристики:
Водоизмещение надводное – 2770 тонн, подводное – 3600 тонн;
Длина – 90,2 м, ширина – 8,6 м, осадка 5,7 м;
Скорость хода надводная – 13 узлов (около 25 км/ч), подводная – 16 узлов (около 30 км/ч);
Силовая установка – 3 дизеля и 4 электромотора;
Дальность плавания – 450 миль в подводном положении, 14000 миль в надводном положении;
Вооружение – 6 носовых торпедных аппаратов, 24 торпеды;
Рабочая глубина погружения 240 метров;
Экипаж 78 человек, включая 17 офицеров. У каждого члена экипажа, в отличие от многих других проектов подводных лодок, была своя койка.
За годы несения службы подводная лодка Б-396 осуществляла боевое патрулирование в районе Баренцева и Норвежского морей, выполняла задачи в Атлантическом океане, на Средиземном море, у западного побережья Африки.
В 1983-м году Приказом командующего Краснознаменным Северным флотом объявлена “Отличным кораблем”, а так же награждена призом Челябинского Обкома ВЛКСМ “Лучшей комсомольской организации по торпедной подготовке”.
1 Мая 1984-го года по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ лодке присвоено почетное наименование “Новосибирский комсомолец”.
По итогам 1986-го года признана лучшей подводной лодкой на соединении.
1 апреля 1991-го года приказом командующего Северным флотом упразднено наименование “Новосибирский комсомолец”. Организаторы развала СССР вели своё не красное дело к финалу.
В 1998-м году подводная лодка Б-396 исключена из боевого состава ВМФ.
В 2000-м году подводная лодка из города Полярный доставлена буксиром в город Северодвинск на завод “Севмаш” для переоборудования в лодку-музей по заказу правительства Москвы.
В 2003-м году, после переоборудования, на специальной понтонной системе прошла по маршруту Северодвинск – Москва. Прошла Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище и Канал имени Москвы.
26 июля 2006-го года состоялось торжественное открытие музея “Подводная лодка”. Событие было приурочено к столетию подводного флота России и к Дню Военно-морского флота.
На макете лодки видно её устройство. Семь отсеков: первый (носовой) — торпедный; второй носовой аккумуляторный; третий — центральный пост; четвёртый — кормовой аккумуляторный, пятый — дизельный; шестой — электромоторный; седьмой — агрегатный и жилой. В отсеках несколько палуб.
Всего в проекте 641Б “Сом” с 1973 по 1982 год было построено восемнадцать подводных лодок. В настоящее время все они выведены из боевого состава ВМФ.
Несколько лодок проекта, как Б-396 “Новосибирский комсомолец”, стали музеями.
Подводная лодка Б-307 — музей в Тольятти.
Подводная лодка Б-319 “Комсомолец Чувашии” — рубка лодки установлена в городе Полярный как часть мемориального комплекса.
Подводная лодка Б-515 — была продана предпринимателям из Германии, и сейчас в качестве музея находится в Гамбурге под обозначением U-434.
Подводная лодка Б-380 “Горьковский комсомолец” — до 2019-го года находилась в Южной бухте Севастополя, в плавучем доке. В декабре 2019-го года док затонул, и вместе с ним затонула подводная лодка. Позднее лодка была поднята, а рубка этой лодки отреставрирована и установлена в Истринском районе Московской области.
Вот так несёшь службу на подводной лодке, лишения терпишь, Родину от врагов охраняешь… Потом всплываешь и не можешь поверить: народную собственность трудового народа присвоили сомнительные личности, страну упразднили, название лодки “Новосибирский комсомолец” упразднили.