На любом предприятии есть свои, особенные традиции, и есть свои старожилы, которые эти традиции чтут и прививают молодёжи.
В нашем автосервисе одним из таких старожилов был Иваныч – сухонький мужичок лет шестидесяти с хорошо подвешенным языком и острыми, всегда что-то ищущими глазами.
Специалист Иваныч опытный, причём не только в авторемонте. Он делился с нами познаниями в разных сферах, в том числе и собственной методикой выбора невесты по походке, с примерами на проходящих по цеху к кофейному аппарату работниц нашего предприятия. В автобизнесе Николай Иванович начинал ещё с «Запорожцев», о которых рассказывал много занятных историй. Мне запомнился рассказ о процессе купли-продажи этого чуда техники на когда-то существовавшей в Ясенево базе ЗАЗ.
Приходит покупатель за автомобилем, его провожают во двор, чтобы он мог выбрать цвет и комплектацию по душе. Но комплектация почти всегда оказывалась неполной и покупатель с продавцом доукомплектовывали её путём демонтажа деталей с соседних автомобилей. Через небольшой промежуток времени во дворе базы находился не один десяток полуразобранных машин.
Такое и теперь встречается, но уже, конечно, не в тех размерах – мельчает отрасль. На моей памяти есть автомобиль с похожей судьбой. Новенький, ещё не проданный синий Шевроле стоял на залитом солнцем дворе, ожидал какого-то мелкого ремонта. А внутри цеха в это время разыгрывалась драма: на ремонт приехал такой же Шевроле, только красного цвета. Его владелец требовал, чтобы неисправные указатели поворотов были починены немедленно, иначе он всем покажет! Но вот незадача – на складе не оказалось реле поворотов, и мастер-консультант принимает беспрецедентное решение: ввиду исключительности случая, снять реле с синего автомобиля во дворе, чтобы потом, когда злополучное реле появится на складе, сразу установить его на место.
Через месяц на синем красавце, кроме реле, уже недосчитались расширительного бачка, тросика замка капота, кулисы переключения передач, комбинации приборов, обшивки двери и ещё какой-то мелочи. Возможно, проходящие из цеха в курилку, люди думали: синей железной птице уже не взлететь. Но нет! В один из тёплых, сентябрьских дней за её спасение лично взялся новый, молодой и энергичный начальник сервиса. Он размашистой походкой обошёл терпящий бедствие автомобиль, что-то записал в электронный блокнот, экстренно собрал полусонно шатающихся работников на собрание. Говорил новый управленец так горячо, что полюбоваться искусным оратором подошли даже две пожилых женщины из бухгалтерии. Мы с напарником стояли в заднем ряду, поэтому услышали только: “работать по-новому” и “беру под личный контроль”. В тот же день были заказаны недостающие детали срочной заявкой. Когда запчасти пришли, и дело наконец подошло к ремонту, оказалось что в выкопанной из сугроба синей машине не хватает уже нового ряда запчастей. Снова электронный блокнот, собрание, пламенная речь, правда, оратор уже другой.
Но вернёмся к нашему герою и его традициям. Традиции Иваныча не были из ряда вон выходящими или вызывающими: домино за дощатым столом с коллегами, стаканчик-другой какого-нибудь тонизирующего напитка, привезённого из деревни, да подремать мирно в раздевалке на составленных в ряд стульях. Однако ветер перемен решил сыграть злую шутку и выбить стулья из под заслуженного человека. На очередном собрании под лозунгами “работать по новому” и “возьму на контроль”, Иванычу поставили на вид его поведение, запретили домино, стаканы и стулья, и ничего не дали взамен. Наш старший товарищ стойко перенёс удар судьбы, и на следующей неделе больше никто не видел эффектный взмах его мужественной руки, ставящей доминошную рыбу.
Но еще через неделю стойкость Иваныча вдруг поползла по швам, а сам он вскоре был извлечён со стульев в тёмной раздевалке для получения последнего предупреждения.
На другой день героя трудно было узнать, так он преобразился. Был подтянут, пострижен и гладко выбрит. На работу прибыл вовремя, на лице серьёзная сосредоточенность, не допускающая и мысли о какой-нибудь блажи. Через две недели мастер цеха на собрании уже ставил Иваныча нам всем в пример: работы выполняет качественно и в срок, заказ-наряды оформляет образцово.
Наш эталон Николай Иванович стоял рядом с мастером, заложив руки за спину, а глазах у него почему-то была грусть. Быть может предчувствовал, что через месяц начальник сервиса увидит случайно в раздевалке торчащие из-за шкафчика ноги, за ними стакан, и самого Иваныча.
Недавно он приходил нас навестить, говорит отлично устроился, всё хорошо, звал к себе. Если что, переберёмся.
Сколько таких Иванычей, простых русских мужиков, на которых земля наша держится.