Первое утро весны – замечательное утро! И особенно замечательное, если этим утром встать пораньше, закинуть рюкзак на спину, а на шею повесить фотоаппарат, пожелать попутчикам доброго дня и выйти на перрон из вагона скорого поезда Москва – Санкт-Петербург.
Славный град Петров ещё был погружён в предрассветные сумерки, когда я вышел на привокзальную площадь. Мероприятия, посвящённые 40-летию музея Арктики школы 336 и столетию со дня гибели Георгия Яковлевича Седова, на которые я и приехал в Питер, были запланированы на последующие дни, а 1 марта – отличная возможность погулять по городу, почувствовать его особенную атмосферу.
Включив навигатор в телефоне, я сориентировался на местности и стал искать цели для экскурсий. В прошлый свой приезд в город на Неве я хотел, но не успел побывать в Центральном Военно-Морском музее. Теперь решил исправить это упущение. Навигатор указал координаты музея и даже номер троллейбуса, на котором до музея можно добраться. Вот только заплатить за проезд навигатор не смог, пришлось вынимать своё портмоне.
Музей был ещё закрыт, когда я прибыл на улицу Труда, к его парадному входу. Чтобы скоротать время, я пошёл в сторону Невы. На набережной моему взгляду представилась величественная картина: зимняя Нева, а на противоположном её берегу – изящный парусник с высокими мачтами. Я сразу узнал его – это знаменитый барк «Седов». Сейчас он на зимней стоянке, отдыхает после кругосветного плавания.
Полюбовавшись пейзажем, я сделал несколько снимков и пошёл обратно – к музею. Когда вернулся, он уже был открыт.
Осмотр экспозиции начинается с зала, в котором стоит памятник основателю Российского флота – Петру Первому. Перед памятником, золотыми буквами, знаменитые слова русского царя: «Морским судам быть!»
Стены зала стилизованы под обшивку корабля – броневые листы с рядами массивных заклёпок, выкрашенные в маскировочный серый цвет, чтобы противник не смог различить силуэт корабля в неясном, сером мареве горизонта.
Возле стен зала несут вахту старинные корабельные пушки. Их жерла когда-то глядели на далёкие страны и на бескрайние просторы океана. Они видели шторма и кораблекрушения, отчаянные морские сражения и тихие гавани портовых городков.
После большого зала, в котором стоит памятник Петру, начинаются небольшие залы, в которых экспозиция представлена в хронологическом порядке. В каждом следующем зале мы знакомимся с более поздним этапом истории нашего военного флота. Так как музей недавно переехал в это здание, здание Крюковских казарм, экспозиция ещё не вся доступна к ознакомлению. Некоторые залы закрыты.
В зале, посвящённом зарождению российского военного флота, макеты кораблей, собственноручно изготовленные Петром Первым. Здесь же можно посмотреть чертежи первых кораблей. Занимателен чертеж корабля какого-то иностранного кораблестроителя с пометками Петра Первого. В пометках царь указывает на ошибки в проекте корабля. Привлекает внимание и макет английского судна, подаренный когда-то Петру Первому англичанами. Тонкая работа.
В следующих залах – макеты кораблей более поздних времён. Их с интересом рассматривали посетители как детского, так и взрослого возраста. Много посетителей я обнаружил в тематических залах, посвящённых морской истории русско-турецких войн, Крымской войны, Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.
В каждом из этих залов, кроме макетов кораблей, артефакты своего времени: подлинные флаги наших славных линкоров, крейсеров и броненосцев; предметы вооружения: мины, торпеды, снаряды; другие предметы: дальномеры, штурвалы, машинные телеграфы, документы и фотографии. В зале, рассказывающем о подвиге крейсера «Варяг», фалрепная доска с крейсера, возвращённая в Советский Союз из Японии в 1968 году. Здесь же макет легендарного крейсера и макет его силовой установки. Глядя на красивый макет крейсера, невольно вспоминаю, виденные мной ранее, фотографии, сделанные в бухте Чемульпо 9 февраля 1904 года, когда израненный, но не сдавшийся «Варяг» уходил на дно. В голове всплывают слова песни о подвиге команды «Варяга».
В зале о Первой мировой войне в ряду с экспонатами надводного флота присутствует и подводный флот. На стене зала – перископ российской подводной лодки «Окунь», погнутый германским кораблём в 1915-м году. Интересны и макеты наших первых подводных лодок. В макетах выполнены разрезы, позволяющие познакомиться с внутренним устройством лодки.
Экспонаты Великой Отечественной войны расположены в большом зале. Здесь и корабельная зенитная установка, и торпедные аппараты, и пулемёты, и мины разных типов. Ввысь устремляется ещё один перископ с подводной лодки. Этот не погнут, и в него даже можно посмотреть – нащупать цель и разобраться в обстановке.
Зал современного вооружения встречает посетителя большой баллистической ракетой. Рядом – макет подводной лодки, способной нести на себе двенадцать таких ракеток. Чуть дальше ещё одна интересная штуковина. Выглядит как кусок трубы, но в описании к экспонату сказано, что труба не без сюрприза. До поры до времени лежит такая трубка себе полёживает на дне морском. Но как только рядом появляется вражеская подводная лодка, чудо-труба просыпается, поворачивается, прицеливается и пуляет по лодке торпедой. Вот такие интересные механизмы может таить в себе морская глубина под плавательным матрасом любого курортника.
Кроме постоянной экспозиции, в музее работают и временные выставки. Так, в день моего визита в музей, работала выставка картин Ивана Константиновича Айвазовского и выставка детских художественных работ, посвящённых Военно-морскому флоту России.
Некоторые залы музея ещё закрыты, на них таблички – «Экспозиция оформляется». Я с огромным интересом познакомился с теми экспонатами, с которыми можно познакомиться на сегодняшний день, и надеюсь попасть в музей ещё, когда откроются остальные залы.
Большая работа проделана, спасибо за такую экскурсию.