На 2 марта в Санкт-Петербурге, в рамках празднования 40-летия музея Арктики школы 336, было запланировано замечательное мероприятие – экскурсия на большой, завораживающе красивый парусный корабль «Седов».
В детстве я бредил морскими путешествиями под парусами, взахлёб читал Верна, Станюковича, Стивенсона, Гончарова, Сабатини, поэтому с волнением в сердце ожидал назначенного времени, чтобы попасть на парусник.
Назначенное время – половина двенадцатого, а место – выход из станции метро Василеостровская. В условленное место я попал немного раньше времени, однако актив музея школы 336, во главе с руководителем музея Еленой Павловной Афанасьевой меня опередил. Мы наконец-то, после продолжительного заочного общения и сотрудничества, познакомились лично. После встречи мы не пошли сразу на Набережную лейтенанта Шмидта, где пришвартован «Седов», а заняли себя беседой. Ведь мы должны были дождаться остальных членов экскурсии.
Разговор пошёл о школе, о музее, о проектах и конкурсах, в которых участвует актив школьного музея. Нашему разговору аккомпанировал мужичок с гармошкой, наигрывавший весёлую мелодию рядом с нашим кружком. Из разговора, из того, как активисты музея рассказывали о своих делах, находках и достижениях, я сделал вывод – ребята увлечены работой музея.
Минут через десять в нашем полку прибыло – из Седово приехала семья Матвейчук: Денис, Наталья, Данил и Артём. Осталось дождаться делегацию седовской школы. Это оказалось непростой задачей, ибо и без пятнадцати двенадцать школа не появилась. Мы предположили, что седовские школьники уже на барке, и тронулись в путь.
Ещё когда мы стояли у метро, и Елена Павловна с ребятами из актива музея рассказывали о мероприятиях Петербурга, в разговоре упоминался Дом детского творчества, с которым сотрудничает школьный музей. По пути к стоянке парусника, на одном из домов я увидел табличку «Дом детского творчества» и решил сфотографировать её для иллюстрации рассказа об увиденном и услышанном. Надо отдать должное тому, как работает в этом доме служба охраны. Я выставил на фотоаппарате диафрагму и только-только приступил к настройке выдержки, как меня уже спросили о цели съёмки.
На набережной мы всей компанией сфотографировались возле памятника Ивану Фёдоровичу Крузенштерну и на фоне парусника. Невозможно не залюбоваться красотой форм парусного корабля «Седов». В прошлом году я с удовольствием смотрел фотографии «Седова», когда читал новости о его кругосветном плавании, а теперь смог увидеть своими глазами.
Рядом с парусником пришвартована подводная лодка С-189. Сейчас это музей, а раньше лодка входила в Кронштадтское соединение подводных лодок. За музеем-подводной лодкой стоит корабль с замечательной судьбой – ледокол «Красин». Свою службу он начал в горячем семнадцатом году. В восемнадцатом – затоплен для преграждения пути кораблям интервентов к Архангельску. В 1921-м поднят. 1928-й год – ледокол “Красин” становится флагманом операции по спасению экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле “Италия” к Северному полюсу. 1933 – ледокол “Красин” – лидер Первой Ленской транспортной экспедиции, в результате которой Якутия получает выход в океан. 1936 – под проводкой “Красина” завершён первый поход боевых кораблей трассой Северного Морского Пути. 1937 – ледокол “Красин” отправился к м. Барроу на поиски экипажа летчика С.А. Леваневского. 26 апреля 1942 – в составе конвоя PQ-15 “Красин” вышел из Рейкьявика на Родину. 05 мая 1942 – конвой PQ-15 достиг о. Кильдин и вошёл в Кольский залив, завершив свой поход. Для ледокола “Красин” это было завершением маршрута бухта Провидения-Норфолк-Галифакс-Рейкьявик-Мурманск, длиною в 15309 миль. Октябрь 1943 – завершение кругосветного плавания (885 суток) в г. Владивостоке. 20 февраля 1992 – Правительство РФ выдало ледоколу “Красин” охранное свидетельство, как памятнику истории государственного значения.
Наши предположения относительно делегации седовской школы оправдались – мы встретились возле трапа «Седова». И школьники, и взрослые были рады встрече. Елена Павловна Афанасьева с волнением произнесла: – Наконец-то эта долгожданная встреча состоялась!
Елена Павловна – инициатор возобновления связей между петербургской школой 336 и школой посёлка Седово. Старался в этом и Владимир Петрович Лях, автор сайта «Моё Седово», участник визита седовской школы в школу 336 Петербурга в 1970-м году.
По крутому трапу мы взобрались на палубу корабля. На палубе, кроме нас, было много визитёров. 2 марта – последний день для посещений перед отплытием барка из Петербурга. Нас встретил помощник капитана. После приветственных рукопожатий, мы рассказали, что приехали с родины человека, чьё имя носит парусник. Помощник капитана сказал, что команда парусника рада видеть на борту таких гостей. Он дал нам в экскурсоводы члена команды – Антона, и мы пошли знакомиться с судном.
Осмотр начали от рулевого поста. Большой, благородный, деревянный штурвал с золотистым металлическим окаймлением, с надписью «1921 MAGDALENE VINNEN • 1936 COMMODORE JOHNSEN • 1946 SEDOV», он манил к себе. Хотелось надеть форменную морскую фуражку, стать к штурвалу, распушить густую бороду и положить парусник в крутой бейдевинд, курсом на остров сокровищ. Перед штурвалом расположен компас. Его металлический корпус начищен до блеска.
Наш экскурсовод Антон рассказал о системе управления кораблём, о тросах, связывающих штурвал и руль и о том, что в задней части корабля есть ещё один штурвал, он находится ниже верхней палубы. Потом мы подошли к первой грот мачте. Я поразился обилию снастей и канатов на мачте. Удивительно, как можно во всём этом разобраться. Участники экскурсии задавали вопросы про снасти, и про то, как команда ставит паруса. Антон рассказал, как это делается, но желание некоторых слушателей взобраться на мачты и попробовать самим поставить парус не одобрил. Как я понял из рассказа, «интереснее» всего ставить парус марсофал. Для его постановки требуется сорок человек.
Наша экскурсионная группа пошла дальше, а я немного задержался, чтобы сделать несколько снимков. Когда догнал группу, услышал, что в разговоре мелькает слово «деревня». С чего бы это, – подумал я, и подключился к разговору. Оказалось, деревней на корабле называют место, где живёт плавсостав. Тут я вспомнил свою прежнюю работу, это один из ведущих дилерских центров «Ауди», отстроенный по последнему слову техники. Технический центр состоит из двух зданий – одно большое, другое маленькое. Так вот маленькое здание любовно называют «хутором». О тех, кто в нём работает, говорят: «работают на хуторе». Получается, ни города-мегаполисы, ни моря-океаны не могут вытравить из человеческих душ тягу к истокам.
От грот-мачты мы пошли в кормовую часть. По пути наш сопровождающий рассказал нам о назначении некоторых надстроек на палубе: капитанская каюта, корабельный храм, вахта, штурманская, ходовой мостик.
Во время нашей экскурсии из системы громкой связи часто доносились объявления о приглашении команды на обед, о построении для отбывающих в увольнение, потом о построении для тех, кто в увольнение не убывает.
В кормовой части мы сфотографировались на фоне российского триколора, развевающегося под дуновением свежего мартовского ветерка. Здесь же, на корме, в это время отдыхали после обеда курсанты из команды «Седова». Среди них оказались и девушки. Георгий Яковлевич Седов выступал за равенство прав мужчин и женщин относительно морской службы, и был бы рад, что на корабле, носящим его имя, служат представительницы прекрасного пола.
После кормы мы отправились в музей корабля. Для этого нужно было спуститься по лестнице вниз.
Музей корабля оформлен прекрасно! Справа от входа – экспозиция, посвящённая Георгию Яковлевичу Седову. Слева – многочисленные награды, подарки, благодарственные почетные грамоты, полученные барком. Далее, в глубине зала – фотографии и документы, рассказывающие об истории парусника, об этапах его жизненного пути. Интересную и непростую историю барка «Седов» я читал задолго до этого посещения, но здесь, на борту корабля, эта история воспринимается гораздо живее и объёмнее. К сожалению, я не успел подробно рассмотреть все экспонаты, так как время было ограничено. Надеюсь, представится возможность сделать это в дальнейшем.
Из музея мы перешли в соседний зал. В нём произошла церемония вручения подарков. Директор школы посёлка Седово Татьяна Викторовна Лях сказала приветственную речь. Она начала её с последних слов из дневника Георгия Седова, записанных им 5 марта 1914-го года на далёком и холодном острове Рудольфа: «Посвети, солнышко, там на родине, как тяжело нам здесь на льде». Татьяна Викторовна отметила, что жителям посёлка Седово очень важно всё, что связано с именем Георгия Яковлевича Седова. Поблагодарила команду корабля за то, что она активно участвуют в увековечивании памяти выдающегося исследователя Арктики. После этого делегация седовской школы передала представителю барка «Седов» подарки: памятные сувениры и книги.
Затем слово взял краевед и руководитель общественной организации “Возрождение” посёлка Седово Денис Валентинович Матвейчук. Я присоединился к его тёплым словам в адрес парусника и его команды. Мы вручили картину, изображающую церковь Петра и Павла посёлка Седово, в которой крестился и был её прихожанином Георгий Яковлевич Седов. Потом пожелали команде корабля удачного плавания: попутного ветра и семь футов под килем. От нашей семьи Лях – Хандюковых была вручена оцифрованная версия книги Николая Васильевича Пинегина «Георгий Седов». Над оцифровкой и подготовкой работали: члены Союза писателей России Эдуард Валентинович Хандюков, его корни идут из Седово, и Владимир Петрович Лях, уроженец посёлка Седово и автор сайта «Моё Седово», а также Павел Владимирович Лях – фотограф, автор фоторабот, объединённых в цикл «О Седово с любовью».
Представитель команды старшина Антон поблагодарил нашу делегацию за подарки и от лица команды корабля передал благодарность и морской привет родине Георгия Яковлевича – посёлку Седово, и всем, кто активно участвует в развитиии и жизни посёлка.
Следующий этап экскурсии происходил в уютном и просторном конференц-зале корабля. Антон интересно рассказал об истории барка «Седов», о плаваниях и особо ярких эпизодов из жизни парусника. После рассказа ответил на вопросы собравшихся. Среди вопросов были такие: Какая максимальная скорость корабля? Бывал ли «Седов» в сильных штормах? Поднимаются ли матросы на мачты в шторм? Как происходит погрузка-разгрузка судна, ведь на палубе не заметно больших грузовых люков? Чем кормят? И так далее. Ответы писать не стану, чтобы у каждого читателя появился стимул лично познакомиться с этим замечательным парусным кораблём. Познакомиться, а то и отправиться в плавание. Антон рассказал нам, что это возможно, а на официальном сайте барка я обнаружил онлайн-систему бронирования места на корабле. Надеюсь воспользоваться ей в будущем.
После конференц-зала мы отправились наверх. В коридоре я почувствовал запах вкусного обеда и отклонился на несколько шагов от группы вглубь коридора. Там я обнаружил вход в большую и светлую столовую. Очаровательные девушки в тельняшках накрывали на столы для обеда очередной партии команды. С удовольствием пообедал бы в этой столовой, но время экскурсии уже подходило к концу. Я полетел вверх по лестнице за нашей экскурсионной группой.
Настиг товарищей только возле штурманской каюты. В ней увидел современные навигационные приборы. Однако наш экскурсовод рассказал, что команда обучается управлять кораблем и прокладывать курс не только современными приборами, но и старинными методами, взятыми на вооружение задолго до появления спутников и электронных навигаторов.
С ходового мостика, расположенного перед каютой штурмана, мы направились в носовую часть корабля. По ходу, старшина Антон показал нам ещё одну достопримечательность корабля, под названием «брелок боцмана». Это запасной якорь, закреплённый на палубе, весом в несколько тонн. В носовой части мы увидели огромный механизм и огромную цепь, идущую от механизма через клюз к якорю. Антон рассказал о том, как правильно отдавать якорь. И предостерёг о том, что при неправильной отдаче якоря цепь может вырвать из лебёдки под действием нешуточного веса якоря. Будем иметь ввиду.
На этом наша экскурсия окончилась. Мы ещё раз пожелали удачного плавания великолепному барку «Седов» и его замечательной команде. В ответ получили такие же тёплые пожелания и пошли к трапу. Под ногами захрустел гравий дорожки набережной, а в душе – волшебные впечатления о встрече с белокрылым парусником.
Счастливого плавания тебе, «Седов»!
Спасибо руководителю музея Арктики имени Г.Я. Седова школы 336 Елене Павловне Афанасьевой и команде барка «Седов» за организацию незабываемой экскурсии!
Дорогие друзья! Спасибо за встречу! Надеемся, наша дружба будет долгой и крепкой, взаимополезной и бескорыстной! Мы будем жить воспоминаниями о совместно проведенных мероприятиях и надеждами на продолжение сотрудничества ради сохранения памяти о Георгии Яковлевиче Седове.
Да, встреча была замечательной! Полезной и интересной!
Спасибо за прекрасную статью! Может быть, автор помог осуществить еще чью-то мечту.
Надеюсь 🙂
Отличная статья!
Прекрасна и сама мечта и то, что она сбылась, тем более – в таком прекрасном городе.
Совершенно согласен! 🙂