Государственный исторический музей в Москве

Мой поход в Государственный Исторический Музей совпал по дате с митингом против фальсификаций на выборах президента, поэтому весь центр города оказался наводнён милицией и военными. Однако, я без затруднений добрался до величественного здания музея, расположенного на Красной площади.

Здание построено в 1881 году, а основан музей ещё раньше – 21 февраля 1872 года указом императора Александра II, по ходатайству организаторов Политехнической выставки 1872 года. Экспонаты отдела, посвящённого Крымской войне, составили первоначальную коллекцию музея.

Зал 1. Становление первобытного общества, ранний палеолит.

Первый зал выставки посвящён самому началу истории человеческого общества и первым этапам заселения территории нашей страны первобытными людьми. Эпоха Палеолита (древнекаменный век). Здесь представлены реконструкции портретов древнейших людей, выполненные по подлинным черепам, обнаруженным в пещерных стоянках Африки, Азии и Европы. В верхнем ряду слева – скульптурный портрет австралопитека, обитавшего в Африке 6-2 млн лет назад; рядом с его костями были обнаружены древнейшие в мире каменные орудия труда. Дальше, в витрине, каменные орудия из пещер и гротов Прикубанья, стоянок Кавказа. Их возраст превышает 200 тыс. лет. Это “ручные рубила”, сделанные из массивных каменных пластин. С помощью грубой оббивки их заостряли с одного конца или по краю, превращая в орудия. На центральном планшете представлены “нуклеусы” – ядрища, с которых скалывали заготовки для орудий – отщепы и пластины.

Зал 2. Поздний палеолит (40–11 тыс. лет назад)

Этот зал музея посвящен жизни первобытных людей в эпоху Великого оледенения. Стены зала оформляет живописный фриз «Каменный век», созданный В.М.Васнецовым в 1885 г. Особенно впечатляет сцена коллективной охоты на мамонта. В витринах представлены находки из стоянок Русской равнины – Костенки, Гагарино, Елисеевичи, Тимоновка, получившие мировую известность благодаря находкам произведений первобытного искусства, возраст которых равен 30–15 тыс. лет. В центре витрины – две небольшие женские фигурки, сделанные из бивня мамонта. В одной из витрин – очень точно вырезанные фигурки птиц: куропатки и гуся. Это со стоянки Мальта в Забайкалье. Здесь же каменные орудия – резцы, скребки, проколки, костяные рукояти, в пазы которых вставляли каменные вкладыши с острым режущим краем, костяные иглы для шитья и украшения одежды, нефритовая подвеска с просверленным отверстием. В простенке между окнами – представлены подлинные бивни мамонта. В конце XIX в. иркутский купец И. Громов нашел их на берегу Енисея в слое вечной мерзлоты и преподнес в дар Историческому музею. Над каждой витриной зала расположены копии рисунков из уникальной Каповой пещеры на Урале, где была обнаружена живопись ледниковой эпохи.

Государственный исторический музей

Зал 3. Неолит (VI–III тыс. до н.э.)

В центре зала экспонируется один из выдающихся памятников неолита – огромный, длиной в 7,5 м челн, обнаруженный на берегу Дона, недалеко от Воронежа, местными жителями в 1954 г. Лодка выдолблена из целого ствола дуба каменными топорами. С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия – места крепления сидений для гребцов. Петли по бокам носа и кормы предназначались для перемещения лодки по мелководью из одного водоема в другой или для вытаскивания её на берег. Во втором поясе экспозиции можно увидеть копии наскальных рисунков (петроглифов) с берегов Ангары, Онежского озера и Белого моря. Большой раздел зала знакомит с хозяйством и культурой неолитической эпохи, в основном на памятниках лесной полосы Европейской части страны. Самая яркая черта неолита и одно из фундаментальных изобретений человечества – глиняная посуда. В витринах представлены во фрагментарном и целом виде глиняные сосуды со стоянок лесной полосы страны. Поверхность большинства сосудов украшена: ямочки в сочетании с оттисками нанесены гребенчатым штампом (образцы штампов можно увидеть в витрине).

Государственный исторический музей

Зал 4. Эпоха бронзы (IV–II тыс. до н.э.)

На отдельном планшете – небольшой топор-тесло и проколки характерного зеленоватого цвета. Так выглядят медь и бронза. Эти предметы относятся к самым древним металлическим находкам IV тыс. до н.э. на территории Восточной Европы. Металл происходит из древнейшего в Европе Карпато-Балканского металлургического центра, откуда он проникал вплоть до берегов Волги и Каспийского моря. Витрины экспозиции знакомят с древностями раннего бронзового века (IV–II тыс. до н.э.), которые происходят из древних центров добычи и обработки металла – степей, предгорий Кавказа и Урала. Памятники найдены в могильниках долин рек Кубани и Терека. В витринах представлены разнообразные металлические предметы из богатых курганов Прикубанья и Ставрополья, которые принадлежали местной элите. Среди них – топоры, кинжалы, наконечники стрел, копья, ножи и украшения из меди и бронзы (например, «посоховидные» булавки), а также большое количество культовых предметов тонкой работы – бронзовый котел, вилки (одна из них с фигурками людей). На фоне бронзовых вещей выделяются золотые и серебряные украшения – булавки, бусы, подвески. В витрине 7 – комплекс из знаменитого Синташтинского могильника в Зауралье. Это уникальные предметы, происходящие из погребений жрецов, воинов и рядовых общинников – многочисленные копья, кинжалы, ножи. Именно здесь раскопаны захоронения с боевыми колесницами и конями. В витрине 9 представлен клад, найденный у села Бородино Бессарабской губернии в 1912 г. Бородинский клад относится ко времени расцвета бронзового века (середина II тыс. до н.э.) и содержит в основном предметы вооружения – серебряные и бронзовые наконечники копий, прекрасно шлифованные нефритовые топоры, навершия булав из мыльного камня, бронзовый с золотой накладкой кинжал. В центре – замечательной работы массивная серебряная булавка с золотой инкрустацией.

Государственный исторический музей

Зал 5. Восточная Европа и Северная Азия в раннем железном веке (I тыс. до н.э.)

Пятый зал государственного исторического музея рассказывает о Железном веке. (первое тысячелетие до нашей эры). Витрины 1–4 представляют железный век лесной полосы восточноевропейской части страны. В простенке между входными арками – надгробная плита из ананьинского могильника VII–III вв. до н.э., раскопанного в Прикамье. На ней изображен мужчина в шлеме, на шее его гривна – знак власти, у правого бока – короткий меч. Уникальные памятники, происходящие с берегов Камы и Печоры, – две великолепные бронзовые секиры в верхней части витрины. Каждая из них украшена головой грифона – фантастического существа с головой хищной птицы и туловищем зверя, а обух представляет собой голову хищника. Обращает внимание обилие рыболовных и охотничьих орудий из кости. Большой раздел (витрины 8, 13, 15, 16) посвящен железному веку Алтая и Минусинской котловины. Возраст вещей из могильников Горного Алтая, Берель и Катанда – 2,5 тыс. лет. В огромную яму были уложены жертвенные кони, богато украшенная сбруя и оружие. В витрине представлены фрагменты золотой фольги с рельефными изображениями и берестяной аппликацией, которыми обтягивались детали конской сбруи. Необычайно изящны фигурки деревянных коней; в специальные дырочки рядом с ушами вставлялись золотые оленьи рога. Так в едином образе соединились два главных божества многих народов Евразии, носители солнечного начала – конь и олень. Последний раздел зала (витрины 9–15) рассказывает о кочевниках Великой Евразийской степи. В центре зала на специальном подиуме возвышаются «оленные камни». Это стелы, которые воздвигались рядом с местами захоронений или поминаний.

Государственный исторический музей

Зал 6 – Восточная Европа и античный мир (VI в. до н.э. – III в. н.э.)

Архитектура зала воспроизводит ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX в. Над входом – прорисовка рельефного фриза с вазы из другого кургана – Чертомлык; хорошо видны одежда, головные уборы и прическа скифских воинов. Изображения конных воинов и юрт на стенах зала скопированы из керченских склепов первых веков н.э., в которых была погребена сарматская знать. В центре зала – Таманский саркофаг, один из самых знаменитых памятников античной культуры IV в. до н.э. Он происходит с территории Боспорского царства, древнегреческого государства, занимавшего Таманский и Керченский полуострова. Для его изготовления использовали мрамор, добытый в горах Малой Азии; под резцом искусного мастера пятитонная мраморная глыба приобрела совершенные пропорции.

Государственный исторический музей

Самый большой раздел зала (витрины 1–3) посвящён сарматам. В витрине 1 – предметы из многочисленных погребений в степях Волго-Уральского региона IV в. до н.э. – IV в. н.э. Погребения в витрине 2 поражают обилием золотых и серебряных предметов, украшений одежды и конской сбруи. Особенно впечатляют стеклянные канфары – сосуды для вина с двумя ручками. Один из них украшен золотым ободком, с которого свисают золотые цепочки с сердоликами. Материалы витрины 3 рассказывают о пребывании сарматов в Северном Причерноморье, их контактах с воинственными племенами, обитавшими в Западной и Центральной Европе, и первых столкновениях с римскими отрядами в самом начале нашей эры. Здесь можно видеть шлем и ковш римского происхождения. В витрине 4 представлены древности Крыма III в. до н.э – IV в. н.э. Центральное место занимают вещи из города Неаполя Скифского, столицы государства, основанного скифами в Крыму, и его некрополя. Особый интерес представляют фрагменты штукатурки с фресковыми росписями, покрывавшими стены зданий. Памятники в витринах 5 и 6 происходят из лесной полосы Восточной Европы. Витрина 5 представляет древности зарубинецкой культуры Среднего Поднепровья. Среди вещей можно видеть большой сосуд – погребальную урну с пережженными костями. Памятники этого круга были оставлены кельтскими и германскими племенами Центральной Европы.

Зал 7. Восточная Европа и Азия в раннем Средневековье (III – начало VIII в.)

Зал посвящен завершающему этапу железного века и переходу к эпохе раннего Средневековья, получившей в науке название Великого переселения народов. На стене зала три карты представляют основные моменты эпохи Великого переселения народов. Стены этого зала украшены копиями шиферных плит из древнейших киевских храмов XI–XII вв. В витрине 1 представлены древности Поднепровья, принадлежавшие к черняховской культуре, бытовавшей на территории «империи Германариха». Справа, на верхнем планшете, можно увидеть застежки-фибулы – самую распространенную находку в погребениях этой культуры. Черняховские племена, как и многие другие, испытали на себе мощное воздействие римской культуры. Об этом свидетельствуют серебряные ложки, чашка, стеклянные сосуды, изготовленные римскими мастерами, а также многочисленные подражания римским изделиям, обнаруженные на черняховских поселениях.

Большой раздел экспозиции зала (витрины 2–5) рассказывает о племенах лесной полосы Восточной Европы в I–VIII вв. Здесь представлены вещи из погребений и кладов, найденных в Москворечье, на Оке, в Пермской земле, в Приуралье. Особенно выделяется комплекс находок, происходящих из Прикамья (витрина 4): золотые и серебряные сосуды, монеты; серебряное блюдо с изображением сцены пира бога Диониса. Замечателен золотой кувшин согдийской работы; его тулово состоит из двух кованых золотых половинок, носик выполнен в виде клюва хищной птицы, а ручка украшена головой грифона. На серебряных монетах чеканено имя византийского императора Ираклия (VII в.). Особое место в витринах занимают женские украшения из Поволжья и Приуралья. Это многочисленные браслеты, перстни, большие поясные и нагрудные пластины, накосники, нашивные на одежду и головной убор бляшки. Наиболее характерное для финских племен украшение – «шумящие» привески – бубенчики или геометрических форм пластиночки, напоминающие гусиные лапки, иногда на бронзовых цепочках.

В конце V–VI в. появляется культура, которую отождествляют с древними славянами. Памятники ее занимают узкую полосу леса и лесостепи от верховьев Вислы до Среднего Днепра. В витрине 9 представлены вещи с поселения у села Корчак на реке Припяти. Древнеславянские поселки, обнесенные тыном, строились на мысах; они состояли из нескольких жилищ-полуземлянок. Железные ножи и серпы, льячки для разливки металла, шиферные пряслица, лепная глиняная посуда свидетельствуют о том, что славяне занимались земледелием и скотоводством, вели оседлый образ жизни, знали обработку железа и литейное дело. Именно глиняные горшки помогли установить этническую принадлежность этих памятников – они являются прототипом древнерусской керамики, сделанной на гончарном круге.

На территории Восточной Европы в раннем средневековье возникли три крупных государства: в конце VII – начале VIII в. на Нижней Волге, в Подонье, Приазовье и в степях Предкавказья образовался Хазарский каганат; в IX в. в Среднем Поволжье – Волжская Булгария; в это же время началось и формирование Древнерусского государства.

Зал 8. Древнерусское государство в IX–XII вв.

Зал представляет памятники времени образования Древнерусского государства в IX – первой половине XII в.

В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, – сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг – Остромирова Евангелия 1056 г. и «Изборника» Святослава 1073 г. На противоположной от входа стене – копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов.

Зал украшают две огромные картины, написанные специально для Исторического музея в 1883 г. академиком живописи Г.И.Семирадским. Каждая из них в живописных образах представляет древние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления первых русских князей.

В первом разделе экспозиции зала (витрины 1–6) представлены памятники народов Восточной Европы, вошедших в состав Древнерусского государства, а также ближайших соседей Руси. В торце витрины 1 – полный набор украшений костюма женщины из племени мурома. Обращает внимание обилие бронзовых предметов, среди которых уже знакомые бляхи с крышкой и «шумящие» привески, столь характерные для финских племен.

В левой части витрины 1 – многочисленные бронзовые украшения женского костюма из погребения балтов, среди них – подвески, парные плоские нагрудные пластины и крепившиеся к ним тонкие цепочки. В витринах 2–3 выставлены памятники поселений восточных славян VIII–X вв., раскопанные на территории Полтавской, Белгородской, Курской областей. Особый интерес представляют украшения на планшете в правой части витрины 3. Эти легкие серебряные подвески называются «височными кольцами» – их прикрепляли к головному убору у висков. У каждого славянского племени женские височные кольца имели свою, ярко выраженную форму. Летописные источники упоминают 15 восточнославянских племен, районы расселения которых помогли уточнить находки височных колец.

Государственный исторический музей

В витринах 4–5 экспонируются предметы, найденные при раскопках городища Супруты в Тульской области, входившего в систему Донского речного пути. В IX – начале X в. здесь стоял укрепленный поселок, построенный в важном стратегическом пункте, – на границе сфер влияния варяжских князей и Хазарии. Среди жителей поселения преобладали славяне, о чем свидетельствуют находки – посуда, а также многочисленные височные кольца. Жили там и скандинавы: среди найденных предметов – амулеты специфической формы и массивные браслеты варяжских женщин. Часто встречаются и вещи степного облика, например, серьги «салтовского» типа – такие украшения были популярны на территории Хазарии.

Городище погибло в результате военного нападения (возможно, поход Святослава на вятичей 964 г.). При раскопках были обнаружены уникальные находки: несколько кладов, зарытых, вероятно, в ожидании вражеского набега, и очень крупные вещи, которые при обычных обстоятельствах люди не теряют, – большие бронзовые и железные котлы для приготовления пищи, сковородка, множество сельскохозяйственных орудий – серпы, косы, наконечники плугов. На всей площади поселения лежали в беспорядке целые скелеты – вероятно, погибших людей некому было похоронить.

Но особое место в составе супрутских древностей занимают вещи, свидетельствующие о присутствии в городке варяжской дружины. В витрине, на полочке-кубике слева, лежит щиток фибулы, похожий на панцирь черепахи. Такие застежки были неотъемлемой принадлежностью костюма скандинавских женщин. На подиуме, рядом со стременами и стрелами, – ладейные заклепки, похожие на короткие гвозди о двух шляпках. Они использовались для скрепления досок обшивки скандинавских ладей. Рядом можно увидеть типичный для быта варягов металлический котел с прямыми стенками.

Витрины 7–8 посвящены одному из самых значительных событий древнерусской истории – принятию христианства. Рядом с витриной 8 помещена копия идола, найденного в середине XIX в. в реке Збруч (Западная Украина) у подножия высокой горы, где когда-то существовало славянское капище. Збручский идол позволяет восстановить картину мироздания восточных славян. Его тулово представляет собой мировую ось, один конец которой уходит в подземное царство, а другой упирается в небо. Оно разделено на три яруса, из которых состоит мир. В нижнем ярусе изображен бог подземного царства, на своих руках держащий Землю. В среднем ярусе – мужчины и женщины, образующие круг. Так обозначен срединный мир – Земля. Верхний ярус – небесный, самый большой. Здесь на четырех гранях в полный рост изображены небесные божества – например, бог-громовержец Перун и богиня плодородия с рогом изобилия в руке; солнечное божество держит в руках «баранку» – символ Солнца.

Разнообразные языческие амулеты из древнерусских погребений представлены в витрине 8. Здесь же находятся памятники с территорий провинций Византии, в том числе и из Корсуня, где, по преданию, крестился князь Владимир Святой. Особый интерес представляют древнерусские книги, переводная богослужебная литература, оригинальные произведения.

В турникете перед витринами размещен материал, дополняющий археологическую экспозицию зала. Это изображения ладей викингов из погребений на территории Норвегии, хронологическая таблица дат правления первых русских князей, графические реконструкции вооружения русского и хазарского воинов. Особое место занимают фотографии памятников архитектуры XI–XII вв., сохранившихся до нашего времени в Киеве, Новгороде, Чернигове. В витрине представлена графическая реконструкция первой каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинной) в Киеве, воздвигнутая князем Владимиром I в 988 г. в период оформления Древнерусского государства.

В витринах 9–10 размещены памятники из древнерусских погребений XI–XIII вв. – украшения, характерные для костюма восточнославянских женщин: проволочные височные кольца смоленских кривичей, ромбощитковые кольца новгородских словен, спиралевидные кольца северян и семилучевые кольца радимичей. Здесь же находятся семилопастные кольца вятичей, обитавших на Оке, а с X в. начавших заселять Волго-Окское междуречье. Чрезвычайно красивы трехбусинные кольца дреговичей с берегов Припяти. Эти восточные славянские племена стали основой сложившейся древнерусской народности.

Богатейший материал в витрине 11 происходит из мест сельских поселений X–XIII вв. Детали землеобрабатывающих и уборочных орудий представлены в экспозиции: лемехи плугов, сошники, серпы, косы-горбуши, даже металлическая оковка лопаты. Сохранились обгоревшие зерна злаков в горшках, жернова. Рыболовные крючки, грузила, наконечники охотничьих стрел специфической формы, кусочек воска напоминают о сохранившихся в Древней Руси промыслах – рыболовстве, охоте на пушного зверя, бортничестве. В этой же витрине представлены инструменты кузнецов, деревенских ювелиров и их изделия, шлаки, кусочки кричного железа, полученного в железоплавильных горнах.

Появление законодательных актов – важный показатель степени зрелости государства. Сборник XV в., в состав которого вошла «Русская Правда», – древнейший свод законов, записанный при Ярославе Мудром и его сыновьях в XI в. (витрина 12).

Рядом, в специальном стеклопакете, экспонируется новгородская берестяная грамота XI в. В ее тексте встречается слово «Русь». Если в IX–X вв. русью называли княжескую дружину, а Русской землей – владения киевских князей, куда входили города Киев, Чернигов и Переяславль, то со времени князя Владимира этим словом начинают называть все государство и живущий в нем народ.

Ниже грамоты можно увидеть шестигранную подвеску с изображением трезубца. Трезубец – родовой знак княжеской династии Рюриковичей, утвердившейся на Руси с IX в. и правившей вплоть до XVI в. Расположенную чуть выше иконку-«змеевик» (копия) ученые называют «черниговской гривной». Считается, что она принадлежала Владимиру Мономаху в бытность его черниговским удельным князем. На подиуме витрины в копии представлена вторая по древности из сохранившихся русская книга – «Изборник», составленный по приказу князя Святослава Ярославича в 1073 г. На одной из первых страниц можно видеть портрет самого князя с женой и сыновьями.

На небольших полочках справа и слева – уникальный нумизматический материал, древнейшие русские монеты, златники и сребреники, которые начал чеканить в конце X в. Владимир I. Надпись на самых ранних монетах гласит: «Володимер на столе а се его сребро».

В витринах 14–16 размещены предметы из крупнейшего в Восточной Европе дружинного кургана Черная могила в Чернигове. Под огромным, высотой 11 м, курганом найдено погребение богатого и знатного руса, кремированного в домовине, в полном вооружении, в сопровождении множества вещей, а также погребенных рядом жены и оруженосца. В витрине 14 можно видеть часть вооружения, в том числе рукояти мечей, хорошо сохранившийся шлем, ладейные заклепки; в витрине 16 – в основном предметы женского обихода – украшения и серп; там же – оплавленные в огне стеклянные шахматы. Самые интересные вещи – золотые византийские монеты-«солиды», обнаруженные в курганной насыпи на месте погребальной тризны (витрина 15). Они помогли точно датировать погребение 60-ми гг. X в., временем правления князя Святослава.

Роль дружины в политическом объединении народов Восточной Европы освещают материалы витрины 17. Центр ее занимает карта, на которой обозначены опорные пункты дружины в этой части Европейского континента: на севере – Старая Ладога; на Верхней Волге, в Ярославской земле – Тимирево; Рюриково городище под Новгородом – на Волхове; Гнездово – на Днепре; гора Щековица – под Киевом и Шестовица – под Черниговом. В этой же витрине можно увидеть оружие и детали конского снаряжения, украшения, предметы погребального ритуала, найденные на городищах и в могильниках. Представленное вооружение является самым совершенным для того времени, им пользовались воины во всей Европе. На лезвиях мечей, например, стоит клеймо мастерской на Рейне.

Государственный исторический музей

Зал 9. Древнерусский город (XI – первая половина XIII в.)

Зал посвящен древнерусским городам XI – первой половины XIII в. – времени их расцвета. В оформлении зала, первоначально названного Новгородским, использованы копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в этом городе в 1199 г. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942 г. во время оккупации города фашистскими войсками. Над входом в зал помещен план Новгорода, скопированный с иконы XVII в., над выходом – «Битва суздальцев с новгородцами», написанная с иконы «Знамение» XVII в.

Витрины 1–2 посвящены стольному граду Киеву. Карта между витринами иллюстрирует быстрый рост количества городов в Древней Руси. Экран под картой демонстрирует объемные реконструкции знаменитых памятников архитектуры древнего Киева. Здесь же фрагмент бронзового паникадила, найденный у ограды Софийского собора.

Большой раздел экспозиции (витрины 3–7) посвящен Господину Великому Новгороду. В витрине 3 можно видеть самую первую берестяную грамоту, найденную в новгородской земле в 1951 г. Она датируется XIV в. и представляет собой отчет управляющего крупной боярской вотчиной о сборе оброка. Между витринами – копия врат Новгородского Софийского собора.

В витринах 8–9 представлены древности Смоленска – крупного регионального центра XI–XIII вв. Особое место в экспозиции занимают фрагменты поливного пола и деталь крепежа фрески церкви Петра и Павла. В витрине представлен комплекс бытовых предметов и украшений, происходящих с территории одной усадьбы.

Здесь же показан один из основных видов городского производства – обработка металлов. В витрине можно видеть глиняное сопло горна для отжига металлической заготовки, крицы и металлургические шлаки, разнообразную продукцию городских кузнецов – от металлических орудий до деталей костюма.

Витрина 11 представляет Серенск – порубежный город-крепость, оборонявший границы Черниговского княжества. В Серенске находилась значительная по численности княжеская дружина и жили мастера-оружейники, которые обслуживали воинов. На примере серенских древностей можно получить представление об оружейном деле Древней Руси. Среди подлинных предметов вооружения можно видеть шлем, железную личину, которая защищала лицо воина во время битвы, ледоходный шип – такие шипы крепились к подковам коней в зимнее время. Рядом фрагменты оружия – навершие меча, кистень.

Витрина 15 освещает тему городской культуры Древней Руси. Особое место занимают берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в начале XIII в. Судя по характеру рисунков, ему было от 5 до 7 лет и он учился грамоте. На одном кусочке бересты он учится писать буквы, на другом изобразил рогатое чудище и написал «аз звере». Еще одна грамота XIII в. с предложением выйти замуж обращена к женщине, следовательно, грамотным было не только мужское население городов. В витрине можно видеть реконструкцию струнных музыкальных инструментов, фрагменты которых были обнаружены в Новгороде. Это гудок и гусли, широкое распространенные в тогдашней Европе.

В витрине 16 представлены найденные денежные клады, среди них происходящий из Киева клад из 53 гривен. Рядом – комплекс денежных суррогатов, предметов массового производства, которыми расплачивались при мелких торговых сделках. Среди них – шиферные пряслица, стеклянные браслеты. Известно, что стеклянными бусами новгородцы расплачивались с жителями Пермской земли за пушнину.

Зал 10. Внутренняя и внешняя политика государства (середина XII – первая половина XIII в.). Феодальная раздробленность Руси.

Источником богатого убранства зала 10 послужили выдающиеся архитектурные памятники древнего Владимира. В основу живописного декора легли фрагменты росписи Успенского собора XII в. Стены украшают гипсовые слепки белокаменной резьбы Дмитриевского собора.

В первом разделе центральной витрины можно видеть карту Руси этого времени и фрагменты вооружения русского воина как свидетельство постоянных княжеских усобиц. Здесь же находится первое издание (1800 г.) «Слова о полку Игореве», выдающегося литературного произведения, написанного в 1180-е гг. Рассказ о походе новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185 г. дает яркую картину жизни Руси периода раздробленности.

Далее в витрине представлены два крупнейших политических центра Древней Руси – Новгородская феодальная республика и Великое Владимиро-Суздальское княжество – как пример разного типа правления в эпоху междоусобиц.

В первом разделе центральной витрины можно видеть карту Руси этого времени и фрагменты вооружения русского воина как свидетельство постоянных княжеских усобиц. Здесь же находится первое издание (1800 г.) «Слова о полку Игореве», выдающегося литературного произведения, написанного в 1180-е гг. Рассказ о походе новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185 г. дает яркую картину жизни Руси периода раздробленности.

Далее в витрине представлены два крупнейших политических центра Древней Руси – Новгородская феодальная республика и Великое Владимиро-Суздальское княжество – как пример разного типа правления в эпоху междоусобиц.

Заключительный (четвертый) раздел посвящен внешней политике Руси периода раздробленности. Одним из главных ее направлений была постоянная борьба с ордами кочевников-половцев. Половцы появились у границ Руси в середине XI в. и на протяжении двух столетий, оставаясь близкими соседями, выступали то непримиримыми врагами Руси, то союзниками русских князей в их междоусобных войнах. В витрине представлены фрагменты русского и половецкого вооружения. При схожести многих элементов оборонительного доспеха, хорошо видно отличие в наступательном оружии – если у русских воинов это был меч, то половецкие воины сражались саблями.

В зале установлено каменное изваяние половецкого воина. Подобные изваяния, прозванные еще в древности «каменными бабами», ставились на возвышенных местах в память героев-предков.

Зал 11. Культура Древней Руси XI – первой половины XIII в.

В основу оформления зала легла белокаменная резьба стен Георгиевского собора, построенного в 1234 г. в городе Юрьеве Польском. В пространстве декоративного портала размещены подлинные детали убранства храмов, представляющие древнерусское зодчество. Большой раздел экспозиции посвящен прикладному искусству (витрины 1–8). Древнерусские клады, в состав которых входят украшения княжеско-боярского женского убора, происходят из крупнейших центров Древней Руси XI–XIII вв. – Киева, Владимира, Чернигова. Особенно красивы большие серебряные колты из урочища Святое Озеро Черниговской земли: две тонкие кованные из драгоценного металла пластины образовывали полую емкость, в которую помещали ароматические вещества. На цепочках-ряснах или лентах они подвешивались у висков к головному убору и, покачиваясь при движении, издавали аромат. Многие предметы украшены зернью. Мастера изготовляли крошечные серебряные или золотые шарики и напаивали их на поверхность изделия. Часто под каждым шариком можно обнаружить маленькое колечко. На небольшом предмете мастер мог разместить несколько тысяч шариков.

В витринах 7–12, размещены образцы мелкой пластики, получившей широкое распространение на Руси. Нательные кресты и иконки, которые люди носили с собой, сделаны из самых разнообразных материалов – дерева, шифера, разных сортов поделочного камня, янтаря. Каждая из этих вещей поражает тонкостью работы, изяществом, изысканным вкусом. В витрине 13 – фрагменты смальты, кусочки цветного стекла, которые использовались при создании монументальной настенной мозаики. Уникальная фреска XII в. из Переяславля Залесского «Сошествие во ад» в нише декоративного портала – один из древнейших образцов этого вида искусства на Руси. Здесь же представлены великолепные произведения бронзолитейного дела – две арки из церкви во Вщиже. На одной из них хорошо читается надпись: «Господи, помози рабу своему Конст…». Арки исполнены в сложной технике литья по восковой модели, которую русские мастера применяли для изготовления высокохудожественных изделий. Весьма часты находки голосников – глиняных емкостей, которые монтировались в стены храмов для улучшения акустики.

В центре зала (витрины 14–22) представлены памятники древнерусской книжности и литературе. В короткий срок, прошедший со времени принятия христианства, Русь освоила все жанровое разнообразие литературы Средневековья. В витрине размещена переводная литература, летописание, произведения торжественные и учительные, богослужебные книги, жития святых, хождения, христианская энциклопедическая литература. Особый интерес представляют произведения оригинальные, возникшие на русской почве, написанные русскими авторами. Проповеди первого русского митрополита Иллариона (XI в.), епископа Кирилла Туровского (XII в.) являются лучшими образцами литературного древнерусского языка. «Хождение» игумена Даниила, описывающее путешествие русского монаха в Святую землю, «Слово Даниила Заточника», восхваляющее службу при дворе великого князя, пережили своих авторов и свое время, их читают и будут читать много веков спустя.

Зал 12. Монгольское нашествие на Восточную Европу. Борьба Руси с немецкими и шведскими захватчиками (XIII–XV вв.)

Экспозиция зала 12 начинается с художественно исполненной карты, помещенной на стене слева от входа, – «Монгольские завоевания в XIII в.». Материалы витрин 1–4 происходят с территорий, подвергшихся монгольскому нашествию, большая часть которых оказалась под властью Золотой Орды. В экспозиции представлены вещи из половецких могильников (витрина 1), поселений племен Западной Сибири (витрина 2). Здесь же представлены древности средневековых кавказских народов – адыгов, кабардинцев, черкесов, осетин (витрина 3).

Памятники, напоминающие о времени героической борьбы русского народа с иноземными захватчиками, немногочисленны (витрина 6). Русские летописцы писали: «Пришли монголы, дым и пепел оставили, все пусто сотворили». Этим обстоятельством и объясняется бедность вещественных свидетельств событий того времени. Память о них сохранилась в народных сказаниях, в культе чудотворных икон, которые, по преданию, помогли людям одолеть врага. Так, в знаменитом Житии Евфросинии Суздальской, написанном много позже монгольского нашествия, сохранилось предание о том, как Суздальский Ризположенский монастырь мольбами святой был спасен от вражеского разорения.

Особое место в экспозиции зала занимает витрина 7. Ее материалы рассказывают о развернувшейся в XIII в. героической борьбе Северо-Западной Руси с немецкими и шведскими захватчиками. В витрине можно увидеть княжескую печать Александра Невского времени его княжения в Новгороде Великом, реконструкцию и подлинные детали вооружения. Уникальный памятник – фрагмент «куяка», пластинчатого доспеха русского воина. Он представлял собой кожаную рубаху, на которую нашивались тонкие металлические полосы. Это самый ранний образец защитного вооружения подобного типа на Руси, датируемый XIII в.

Зал 13. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Объединение русских земель. Образование и укрепление Российского государства в XIII–XV вв.

Этот зал называется «Московским» – он посвящен возвышению Московского княжества в XIV–XV вв. и образованию единого Российского государства. В композицию росписи свода включены орнаментальные мотивы со знаменитой шапки Мономаха. Шапка, впервые упомянутая в завещании Ивана Калиты (1341 г.), была важной регалией русских князей и царей, символом российского самодержавия. На стенах зала воспроизведены фризы и колонны, украшавшие храмы Московского княжества, – Успенский собор Кремля и собор Спаса на Городке в Звенигороде.

В XIV столетии городская культура переживала расцвет. Городам Золотой Орды посвящены витрины 1, 2, 13. Здесь представлена продукция многих ремесел. Огромных успехов достигают керамисты, делавшие знаменитую поливную керамику – изразцы и посуду.

В витринах 1-2 представлен знаменитый Симферопольский клад. 318 предметов из золота, серебра и драгоценных камней общим весом 2584 г были обнаружены при земляных работах недалеко от Симферополя в 60-е гг. ХХ в. В состав клада входит серебряная пайцза хана Кельдибека (XIV в.), остальные предметы датируется XV в. Замечательны два набора из драгоценных камней, которые украшали женскую шапочку.

Память о русских князьях, пытавшихся противостоять ордынским ханам, – серебряный с позолотой и чернью крест-мощевик, изготовленный в начале XV в. Надпись на нем гласит: «Михаил Черниговский и боярин Федор». В простенке между окнами помещена большая икона Московского митрополита Алексия. При московском князе Дмитрии Ивановиче он был фактическим правителем княжества, активно содействовал укреплению власти московских князей и возвышению Москвы в русских землях, слыл сторонником налаживания дипломатических отношений с Ордой для предотвращения новых нашествий на Русь.

XIV–XV вв. – время активного восстановления экономического потенциала страны, роста и укрепления русских городов, а также развития главной отрасли экономики Руси – сельского хозяйства. В витрине 4 представлены фрагменты сельскохозяйственных орудий, среди которых особого внимания заслуживают лемехи плугов и сошники. Рост феодального землевладения подтверждают многочисленные жалованные грамоты на землю, часть которых помещена в этой витрине. Интересный документ эпохи – копия каменного креста с могилы сына дьяка Стефана Бородатого – боярина, государственного деятеля в правление Ивана III. В надписи на кресте говорится, что на помин души сына богатый боярин дарит церкви большой участок земли. Экспозицию витрины завершает Судебник 1497 г., первый общегосударственный свод законов единого Российского государства. Книга открыта на 57-й главе, которая называется «Суд о крестьянах».

В витринах 5–10 отражен процесс политического объединения русских земель. В XIV в. именно Москва становится центром формирования единого Российского государства. Здесь представлена карта «Образование Великого княжества Московского в XIII–XV вв.». Здесь же представлены памятники феодальной войны за московский престол, которая разразилась во второй трети XV в. и завершилась победой великого московского князя Василия Васильевича Темного и укреплением позиций княжеской власти.

В витрине 8 обращает на себя внимание «Большой Сион» Успенского собора Московского Кремля 1486 г. Нижняя часть этой дарохранительницы сделана в Германии в XIII в., а пятиглавое завершение «Сион» получил в XV в. На «Сионе» – рельефные изображения 12 апостолов. На внешней стороне дверцы – фигура апостола Петра, а на внутренней – надпись, которая гласит, что «Сион» сделан по повелению Ивана III.

Чашечка из гробницы московского князя Дмитрия Ивановича Донского, возглавлявшего войска всей Руси в Куликовской битве. Рядом – Синодик начала XV в. В книге поминовения умерших перечислены многие русские воины, павшие в этом сражении.

Витрина 10 посвящена выдающейся роли Русской Православной Церкви в образовании единого Российского государства. Центральное место занимают памятники, связанные с деятельностью московских митрополитов Петра и Алексия, принимавших активное участие в укреплении Московского княжества. Здесь же находится уникальная книга конца XIV – начала XV в. с владельческой надписью: «Служебник преподобного отца игумена Сергия Радонежского чудотворца». Материалы освещают вклад игумена в организацию монастырей как центров сохранения культурных традиций и утверждения идеи сплочения Руси в борьбе против монгольского ига.

Особое значение имеют памятники, расположенные в центральных витринах зала. Один из комплексов связан с выдающимся событием русской истории этого времени – Куликовской битвой 1380 г. (витрины 12-13). Среди многочисленных предметов русского вооружения выделяется уникальный памятник – кольчуга второй половины XIV в., найденная на Куликовом поле.

В арке портала можно увидеть уникальную икону с изображением Василия III. Эта икона происходит из Архангельского собора Московского Кремля – она располагалась около гробницы великого князя и вместе с другими надгробными изображениями составляла уникальное собрание самых первых русских портретов, написанных в 70-е гг. XVII в. В конце XIX в. икона была передана на хранение в Исторический музей. В процессе реставрации памятника выяснилось, что икона написана в начале XVI в., а изображены на ней святые Василий Великий и Пафнутий Великий. В 1670-е гг. на месте лика Пафнутия появилось лицо великого московского князя Василия III.

Зал 14. Культура России XIV – начала XVI в.

Об уровне развития русской культуры этого периода свидетельствуют памятники книжности, иконописи, прикладного искусства, представленные в экспозиции. Культурный подъем русских земель в XIV–XV вв. отражен в развитии регионального летописания – тверские, новгородские, псковские летописи можно увидеть в витрине 1. Возродились лучшие традиции прикладного искусства. Образцы мелкой пластики представлены в витрине 2.

Показателем культурного подъема на Руси стало возобновление каменного церковного строительства. Об этом свидетельствуют детали убранства московских храмов, представленные в витринах 3 и 5. Особого внимания заслуживает фрагмент белокаменной кладки с сохранившейся фресковой росписью. Эта архитектурная деталь принадлежит одной из первых каменных храмовых построек, воздвигнутых на территории Московского Кремля в XIV в. при митрополитах Петре и Алексии.

Переживают расцвет местные школы иконописи. На стене над витринами демонстрируются лучшие образцы русской иконы XIV–XV вв., хранящиеся в собрании Исторического музея. Древнейший памятник новгородского иконописания – образ «Борис и Глеб» 1335 г. Одна из наиболее красивых икон псковской школы написана в начале XVI в. – это «Огненное восхождение Ильи Пророка».

Идея объединения Руси особенно ярко отразилась в творчестве великого иконописца Андрея Рублева. На стене зала – икона из Мохрищского монастыря Владимирской земли «Троица Ветхозаветная» начала XVI в. Это самое раннее известное нам повторение знаменитой «Троицы» Андрея Рублева.

В витрине 7 можно увидеть знаменитые литературные произведения XIV–XV вв., воспевшие победу Руси на Куликовом поле. На верхней полке – один из 6 сохранившихся списков «Задонщины», созданной сразу же после битвы ее участником Софонием Резанцем. В подражание «Слову о полку Игореве», автор очень эмоционально описывает подвиг русских людей, завершая произведение словами: «Исчезло у царей желание и веселие ходить на Русскую землю, трубы их не трубят, голосов их не слышно». Еще один памятник – «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в начале XVI в.

Большой раздел экспозиции (витрины 8–11) посвящен формированию культурного облика Московского княжества. Между витринами 7 и 8 можно увидеть один из замечательных образцов прикладного искусства московских мастеров – деревянные резные врата иконостаса церкви в селе Монастырщина, где, по легенде, были похоронены участники Куликовской битвы.

Зал 15. Русский город XV–XVII вв. Феодальные отношения в Российском государстве.

Зал знакомит с социальной структурой населения, жизнью и бытом крестьян и горожан, историей феодальных отношений в России. Первый раздел (витрины 1–4) начинается серией портретов бояр и дворян: князь Н.И.Одоевский, стольник Г.П.Годунов, Г.И.Микулин. Портрет Г.И.Микулина, предположительно, был написан неизвестным английским художником в 1600 г. В XIX в. один из русских путешественников увидел его на лондонском развале, приобрел для своей коллекции, а впоследствии передал в Исторический музей.

В витрине 3 находятся материалы, отражающие положение крестьянства в Московском государстве. В писцовых и переписных книгах было учтено все податное население страны. В витрине много крестьянских челобитных с просьбой облегчить тяжелое бремя барщины.

Витрина 4 посвящена крестьянским войнам и бунтам XVII в. Памятников этого времени сохранилось немного – например, кистени да крестьянские топоры – типичное оружие восставших. Центральное место занимает лубок, расписанный на тему восстания, вспыхнувшего в Соловецком монастыре во время второй крестьянской войны и бушевавшего несколько лет. Композиция организована вокруг фигуры царского воеводы Ивана Мещеринова, который долго и безуспешно осаждал монастырь.

В простенке между окнами в зале на высоком шпиле восседает птица «мымра» – флюгер с Владимирской башни китайгородской стены, крепости, воздвигнутой в Москве в 1530-е гг. В 1680-е гг. на башнях укрепления установили вращающихся на штырях железных длинноносых птиц над гроздьями фантастических плодов и цветов. Позолоченные и раскрашенные флюгеры служили украшением города, являлись ярким образцом искусства столичных мастеров.

В Москве размещались главные государственные учреждения – Пушечный двор, Монетный двор, Печатный двор, Оружейная палата и некоторые другие. В витринах 6–9 представлены серебряные и медные деньги из московских кладов. Ученые называют монетные клады «фотографической карточкой эпохи», так как по ним можно определить степень интенсивности экономической жизни страны. Витрина 7 посвящена очень простой и удобной в пользовании денежной системе, введенной в России в 1534 г.

Государственный исторический музей

Как и сегодня, 100 копеек составляли 1 рубль. Более мелкие номиналы – полтина, полушка, алтын – широко использовались для мелких повседневных расчетов.

В середине XVII в. правительство провело денежную реформу, одним из последствий которой было внедрение в денежное обращение медной монеты. Для ее чеканки в Москве, в районе Никитской улицы, был построен «Новый дворцовый двор на Романовской улице». В витрине 10 выставлен любопытный комплекс, обнаруженный на месте этого монетного двора. Найденные заготовки медной проволоки, штемпели, чеканы и другие инструменты позволили детально воссоздать процесс чеканки денег в России.

На витринах 12-13 – обстановка городского дома, разделённая на мужскую и женскую половину. В витрине 13 можно увидеть знаменитый «Домострой», написанный ближайшим сподвижником молодого Ивана Грозного, попом Сильвестром, для своего сына.

Предметы и документы в витрине 14 рассказывают о жизни и быте черносошных (свободных) и крепостных крестьян. Особенно интересна «тощая свеча» – полая подставка под церковный подсвечник. Она была заказана как вклад в церковь крестьянином деревни Малой Ракульской волости М.Леонтьевым. Это одна из редких личных крестьянских вещей, сохранившихся до нашего времени.

В витрине 15 размещен археологический материал из раскопок на территории Москвы и московской округи. Здесь можно увидеть глиняные горшки, в одном из них – мутовка для взбивания масла. Рядом – почти полный набор плотницких инструментов, кожаная обувь, фрагменты ткани, лапоть, редкая вещь – обод колеса и много других предметов.

В центре раздела возвышается герса – самая древняя крепостная решетка, дошедшая до наших дней. Уникальный памятник происходит из Новодвинской крепости с берегов Белого моря и датируется самым началом XVIII в.

Зал 16. Ремесло и торговля в XVI–XVII вв.

Зал представляет ключевые для развития страны отрасли экономики – промышленность и торговлю. Первый раздел посвящен русской промышленности, существовавшей в форме ремесленного и мануфактурного производства.

В витрине 1 выставлена продукция ремесленных мастерских. Традиционные ремесла, основанные на отработанных веками технологиях, продолжают развиваться, но и здесь под влиянием растущих потребностей появляется много нового. Так, русские гончары начинают изготавливать поливные изразцы и черепицу, осваивают технологию получения «томленой» керамики – когда глиняная вещь имитирует металлическую.

В витрине 2 представлена продукция первых русских мануфактур – тульских железоделательных заводов, Оружейной палаты, Измайловского стекольного завода. Все мануфактуры обслуживали государственные нужды. Многочисленные предметы роскоши изготавливались специально по заказу царского двора и использовались в придворном обиходе. Среди них кубок-шутиха, из которого нельзя было выпить вино, не пролив его на себя, – такой кубок можно было поднести опоздавшему гостю.

Материалы витрины 3 посвящены внешней торговле России. Справа – образцы восточного импорта. В основном это оружие и предметы роскоши. Слева – вещи из Европы. Среди них преобладают различные «диковины», особенно интересна посуда вычурной формы. В центре витрины – одна из самых первых европейских карт с изображением Российского государства. Она была составлена английским купцом и путешественником Антонином Дженкинсоном в 1552 г. В поисках сухопутного пути в Индию англичанин посетил Россию, был принят Иваном Грозным. В итоге Московское государство заключило с Англией торговый договор. Основной статьей экспорта из Англии стали олово и оловянная посуда.

Как и многие другие страны, Россия покупала заграничную серебряную монету для перечеканки ее в русские копейки и полтины. На подиуме витрины можно видеть найденный в Москве клад испанских серебряных монет – макукинов.

В витрине 5 собраны материалы, связанные с развитием внутренней торговли. Здесь представлены виды русских городов, крупных центров торговли.

В центре витрины – портрет вологодского купца Гаврилы Фетиева. Он имел высокий статус гостя, купца с огромным капиталом, который получил право беспошлинной торговли с заграницей, почетную обязанность безвозмездно субсидировать царский двор в случае необходимости. Рядом в витрине можно увидеть записную книжку еще одного богатого купца – гостя Н.Кошкина. Сохранился целый архив записных книжек, принадлежавших нескольким поколениям этой купеческой династии. Среди записей чисто делового характера в книжке имеется составленный самим Кошкиным русско-шведский разговорник.

Центральную часть раздела занимают уникальный комплекс оборудования соляной варницы и орудия солевара, привезенные в музей из Вологодской области в 1930-е гг. и впервые выставленные на этой экспозиции.

Зал 17. Сибирь в XVI–XVII вв.

Экспозиция зала раскрывает еще одну тему, связанную с развитием российской экономики в XVI–XVII вв. Территориальный рост государства, освоение новых земель и их ресурсов, основание в присоединенных районах городов стали ярким показателем политической и военной силы России. С 80-х гг. XVI в. начинается интенсивное освоение Сибири и разработка ее богатейших ресурсов. Первый этап этого процесса охватил земли за полярным кругом.

Полярные мореходы, осваивая северный морской путь, сумели достичь территорий, которые были недоступны даже коренным жителям Сибири. Кафтан морехода в витрине 1 найден на месте зимовки на островах Фаддея в районе Обской губы.

Помещенные рядом с 1 витриной корабельный канат, компас западноевропейской работы происходят из Мангазеи – первого русского города за полярным кругом, который был основан в 1600 г. и стал торговой столицей Сибири в течение первой половины столетия. Мангазея сыграла значительную роль в развитии полярного мореходства и в освоении новых территорий. Памятники этого легендарного города помещены в витринах 2 и 3. В витрине 2 можно увидеть предметы, характеризующие быт горожан, – кожаную обувь, шахматные фигурки, мундштук флейты и гриф лютни, фрагменты стеклянной посуды и поливной керамики.

В середине XVII в. русские казаки и крестьяне проторят торговые пути на юге Сибири, распашут ее плодородные земли, начнут добычу ее недр, дойдут до берегов Тихого океана. Сибирской эпопее посвящена витрина 4. Серебряные чарка и ковш принадлежали Максиму Строганову, крупнейшему промышленнику XVI в., на деньги которого был организован отряд казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем для борьбы с Сибирским ханством. Победа над этим ханством положила начало проникновению русских людей в Сибирь.

Зал 18. Государев двор и государственное управление России в XVI–XVII вв.

Со времени создания музея этот зал был посвящен времени правления Ивана Грозного, поэтому он имеет столь торжественный и величественный вид. Свод украшен по золотому фону травным орнаментом, созданным по образцу росписей галерей Покровского собора (храма Василия Блаженного), возведенного в 1561 г. по приказу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством.

Центральную часть зала занимает копия так называемого «Царского места» Ивана Грозного, изготовленного в 1551 г. для Успенского собора в Московском Кремле, где оно и находится по сей день.

Становлению и утверждению российского самодержавия посвящен самый большой раздел экспозиции (витрины 1–6). Начало раздела представляет историю трех царских династий – Рюриковичей, Годуновых и Романовых. В витрине 2 экспонируются вещи из казны первых русских царей. Владельческая надпись на серебряном стакане свидетельствует о том, что он принадлежит государю-царю и великому князю Иоанну Васильевичу и его сыну, царевичу Федору Иоанновичу. Здесь же можно увидеть чарку, которая принадлежала конюшему ближнему боярину Борису Годунову.

Особое место в разделе занимают материалы, связанные с правлением первого русского царя Ивана Грозного (витрина 3).

В витрине можно увидеть два сочинения, составленные при Иване Грозном. В одном из томов «Лицевого летописного свода» излагается история царствования Ивана Грозного и оправдываются жестокие методы его правления. Предполагается, что царь сам редактировал этот том. Книга открыта на миниатюре, изображающей сцену «венчания на царство» молодого Ивана. Второй сборник – «Степенная книга» – представляет русскую историю в виде лестницы, каждая ступенька которой соответствует правлению того или иного князя.

Здесь же в витрине – покаянная моленная одежда царя, власяница. Эта редкая вещь поступила в собрание Исторического музея из Александровской слободы, которая во времена Ивана Грозного в течение 10 лет была центром формирования опричного войска.

Материалы заключительной части раздела (витрины 5–6) рассказывают о политическом кризисе 1680-х гг. и начале правления Петра I.

Второй раздел экспозиции зала посвящен системе управления Российского государства в XVI–XVII вв. Памятники в витринах 7–10 отражают деятельность государственных ведомств – приказов. Это ведомственные печати, образцы деловой документации, личные вещи дьяков, руководителей государственных учреждений, думных дьяков и окольничих, чинов Государева двора. Здесь же представлены наградные ковши и золотые наградные знаки, которые чиновники получали за службу. В середине XVII в. число приказов доходило до 42, но в экспозиции особое внимание уделяется деятельности Посольского приказа и дипломатической службе (витрина 7).

Материалы витрины 11 знакомят с придворным этикетом и церемониалом. Пиры и охота играли важную роль при дворе еще в древние времена. На пиру правитель демонстрировал свою щедрость и тем самым привлекал на службу новых поданных; на охоте он должен был проявить личную храбрость, мужество, доказать свое право руководить государством. Большая часть вещей в витрине связана с придворной охотой. В центре – богатое конское снаряжение, книга «Урядник сокольничьего пути», написанная самим царем Алексеем Михайловичем, большим любителем и знатоком соколиной охоты. На отдельной полочке – серебряная пивная кружка немецкой работы с владельческой надписью царя Федора Алексеевича и изображением сокольничего с птицей на руке.

В центральной части раздела представлены памятники времени правления первых царей из династии Романовых: портреты цариц, личные вещи Алексея Михайловича, стол из кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре, стул из царских покоев Ипатьевского Костромского монастыря.

Особенно интересен портрет царя Алексея Михайловича. Надпись гласит: «Образ великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Белая и Малая России самодержца». Государь изображен в величественной позе, его парадное одеяние сверкает золотом и драгоценными камнями. Это самый ранний из известных царских парадных портретов, написанный в 1670-е гг. Известно, что Алексей Михайлович несколько раз сам позировал художнику.

Зал 19. Русская Православная Церковь в XVI–XVII вв.

Укрепление российской государственности шло рука об руку с укреплением главного идеологического института в государстве – Православной Церкви.

Тему экспозиции зала предваряет витрина 1, в которой представлено церковное облачение того времени, а витрина 4 знакомит с материалами, связанными с утверждением автокефалии – независимости Русской Православной Церкви. В центре витрины – икона московского митрополита Ионы. При нем в 1452 г. Русская митрополия обретает фактическую независимость от Константинопольского патриархата. Справа – «Чин избрания патриарха Иова». В 1589 г. был учрежден самый крупный в православном мире Русский патриархат, претендовавший на вселенский статус.

В витрине 2 разнообразные документы рассказывают о жизни монастырей, их становлении как крупных культурных и идеологических центров, их огромном влиянии на жизнь государства.

Особого внимания заслуживает портрет выдающегося церковного деятеля XVII в. патриарха Никона. На портрете увековечен момент богослужения, когда патриарх благословляет молящихся (так называемый «малый выход»).

Портрет Никона создан в 80-е гг. XVII в. дружиной мастеров Оружейной палаты под руководством иконописца Ивана Безмина. Уникальная техника этого произведения соединила живопись и аппликацию, выполненную дорогими шелковыми и золотными тканями. Портрет, относящийся к числу ранних памятников русской светской живописи, в конце XVII в. украшал палаты князя В.В.Голицына, позднее находился в московском Высокопетровском монастыре – вплоть до передачи его в 1918 г. Историческому музею.

Уникальный комплекс документов связан с историей церковного раскола середины XVII в. (витрина 3). Небольшая икона протопопа Аввакума написана в начале XVIII в., когда старообрядцы готовились к его канонизации. Есть веские основания предполагать, что икона написана с автопортрета – известно, что Аввакум был хорошим рисовальщиком и даже пытался отправить из ссылки в Москву шаржи на царя и его приближенных.

Зал 20. Русская культура XVI–XVII вв.

Первый раздел зала (витрины 1–5 и памятники слева от входа) представляет русскую художественную культуру XVI–XVII вв. Витрина 1 посвящена музыке и театру. Здесь можно увидеть рукопись с распевами Федора Крестьянина, известного композитора церковной музыки XVI в. Эта рукопись – типичный образец крюкового письма, которым в России пользовались вплоть до XVII в., а в старообрядческой среде – и того дольше. Рядом – «Двоезнаменник» XVII в., где наряду с крюковым письмом музыкальный текст записан пятилинейной нотацией. Этот способ нотного письма использовался в Западной Европе для записи и церковной, и светской музыки.

В центре витрины – портрет Симеона Полоцкого, одного из первых русских просветителей XVII в., общественного и церковного деятеля, писателя. Он прославился тем, что обогатил русскую литературу силлабической поэзией, создал первые драматические произведения. Рядом с портретом помещено первое издание «Псалтири рифмованной» – стихотворного переложения Псалтири, сделанного Симеоном Полоцким.

В витрине можно увидеть и портрет А.С.Матвеева, прославившегося на самых разных поприщах. Возглавляя Малороссийский приказ, посольское ведомство, он активно участвовал в процессе воссоединения Украины с Россией. Много сделал для организации первого русского театра.

Витрины 4–5 представляют памятники прикладного искусства: образцы золотного и лицевого шитья, все известные техники обработки драгоценных металлов. В витрине 4 – иконы строгановского письма, названного так потому, что оно появилось во владениях купцов Строгановых. Иконопись, отличающаяся необычайным изяществом и тончайшей проработкой деталей, сродни произведениям ювелирного искусства.

Особого внимания заслуживают предметы, украшенные усольской эмалью (витрина 5). Усольской называли живопись эмалевыми красками на металлической поверхности – технику, освоенную мастерами города Сольвычегодска. Вещи отличает не только высокий уровень технического исполнения (ведь при нанесении краски одного цвета предмет каждый раз нагревали до определенной температуры), но и художественное мастерство эмальера – на сотнях предметов, дошедших до нашего времени, невозможно найти похожих узоров.

Огромную роль в истории русской культуры сыграло книгопечатание, без которого в ту эпоху немыслимы были ни проведение единой государственной политики, ни организация образования, ни развитие просвещения. Иван Грозный, прекрасно сознавая значение книгопечатания, превратил его в дело государственной важности. Царь лично покровительствовал первопечатнику Ивану Федорову.

Государственный исторический музей

Этой теме посвящен последний раздел экспозиции зала. В центральной части витрины 6 – акварель с изображением Московского печатного двора. Это было крупное государственное учреждение, занимавшееся изданием печатной продукции, ее продажей и распространением. На подиуме витрины представлена модель печатного стана начала XVII в. из Московского Печатного двора. Так как она действующая, ее могли использовать для печатания книг малого формата. Модель дает точное представление о том, как в Средневековье выглядели печатные станы. На отдельном пюпитре – знаменитый «Апостол» 1564 г. Ивана Федорова, первая датированная русская печатная книга без единой опечатки или помарки. «Апостол» до сих пор является непревзойденным образцом печатного искусства.

В витрине можно увидеть первый в России учебник истории – «Синопсис» И.Гизеля, изданный в Киеве в 1674 г. Книга была чрезвычайно популярна, выходила вплоть до XIX в., выдержав 25 изданий. «Синопсис» освещает историю от времени Древней Руси до походов русской армии конца 70-х гг. XVII в.

В витрине 7 экспонируется «Привилегия» – устав Славяно-греко-латинской академии. Здесь же – учебник «Риторика», написанный специально для Академии одним из ее преподавателей, Софронием Лихудом.

В витрине 8 – солнечные часы, подзорная труба, астролябия. Уже в XVI в. при Иване Грозном возникла мысль о создании «Большого чертежа» – генеральной карты Российского государства. Неизвестно, был ли этот план реализован, но в витрине 8 представлен интереснейший документ – «Книга большому чертежу» – подробнейшее описание сухопутных и водных коммуникаций страны с росписью расстояния между населенными пунктами. Возможно, «Книга» была подготовительным материалом для составления карты.

В витринах 8–9 экспонируются материалы, связанные с развитием научных знаний в России этого времени. Центральную часть витрины 9 занимает икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», представляющая мироздание: над плоскостью Земли простираются небесные сферы, к которым прикреплены светила и планеты, а над сферой звезд – Царство Небесное. Все изображение венчает сцена предстояния Богоматери перед Иисусом Христом в молитве за людей. Икона иллюстрирует «Космографию» Козьмы Индикоплова, жившего в VI в. и описавшего фантастическую картину мира, – плоскую Землю в океане на трех китах, песьеголовых людей на краю Земли и т.п.

Второй раздел экспозиции посвящен образованию и науке. Центральное место занимает медный, вставленный в оправу резного дерева глобус, изготовленный в Голландии в начале 1690-х гг. фирмой наследников знаменитого картографа Виллема Блау по заказу шведского короля Карла ХI. Его наследник, Карл ХII, отказался выкупать глобус, а в 1697 г., будучи с Великим посольством в Европе, его приобрел Петр I. Известно, что в 1711–1730 гг. глобус экспонировался вместе со знаменитым ботиком в Кремле, в пристройке к колокольне Ивана Великого, в первом московском публичном музее. В 1733 г. его переместили в Сухареву башню, где располагалась московская математико-навигационная школа, основанная Петром I в 1701 г. Там глобус служил учебным пособием вплоть до 1752 г. Затем его перевезли в Санкт-Петербург, позднее он вернулся в Москву в Румянцевский музей, откуда в 1912 г. был передан на хранение в Исторический музей.

Государственный исторический музей

Большая часть раздела посвящена русской живописи XVI–XVII вв. Центральное место занимает подлинный иконостас придела Прохора и Никанора Смоленского собора Новодевичьего монастыря.

Особенно интересна икона «Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья», написанная знаменитым изографом XVII в. Карпом Золотаревым. В ликах святых заметно явное сходство с царевной Софьей, поэтому изображение вполне можно назвать портретным.

Зал 21. Внешняя политика и вооруженные силы России в XVI–XVII вв.

В оформлении зала использованы подлинные памятники эпохи – например, в дверном проеме торцовой стены можно увидеть кованые железные ворота из села Пурех близ Нижнего Новгорода, вотчины Д.М.Пожарского.

На стенах зала – три картины и два портрета, подаренные Историческому музею императором Александром III. Исполненные неизвестным польским художником в начале XVII в., картины изображают сцены обручения Марины Мнишек в Кракове, ее торжественного въезда в Москву и венчания в Успенском соборе Кремля в мае 1606 г.

Комплекс вещей в витрине 1 относится ко времени начала правления Ивана Грозного и связан с важным событием русской истории – борьбой Российского государства с остатками Золотой Орды – Поволжскими ханствами. В 1552 г. царь Иван IV предпринял третий, победоносный поход на Казанское ханство, а в 1556 г. к Москве было присоединено Астраханское ханство.

Государственный исторический музей

Центральным экспонатом витрины является байдана – разновидность доспеха, изготовленного из плоских железных колец. Надписи на кольцах позволили установить имя владельца – Ивана Григорьевича Выродкова, современника Ивана Грозного, главы военного ведомства.

Витрина 2 посвящена теме борьбы с Ливонским орденом и выходу к берегам Балтики. Центральный экспонат – западноевропейский полудоспех XVI в., типичное защитное вооружение ливонских рыцарей. Героическая страница в истории войны – оборона Пскова в 1581 г. от войск польского короля Стефана Батория. Город достойно выдержал 11-месячную осаду и не сдался врагу. О «Псковском сидении» рассказывает «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков».

В витринах 3–5 представлены материалы по истории Смутного времени начала XVII в., периода освободительной борьбы русского народа с военной интервенцией Польско-Литовского государства и Швеции. В витрине 3 – комплекс вооружения польского воина, «крылатого гусара». Особенностью доспеха является «крыло» из лебединых перьев, прикрепленное посередине спины. Считается, что при быстрой езде перья неприятно шелестели, «крыло» своим видом и звуком должно было пугать противника.

Интересна медаль с изображением Лжедмитрия I, которую, как полагают, чеканили на коронацию Самозванца (витрина 4). Там же два больших золотых дуката, их называли в России «золотыми угорскими». Такие монеты использовались в качестве наградных знаков за участие в военных походах. Лжедмитрий I предполагал награждать этими золотыми свое войско в предстоящих походах против Крымского ханства. Еще одно документальное свидетельство – расписка с личной подписью Лжедмитрия I на 4 тыс. золотых от польского короля Сигизмунда III. Две такие расписки хранятся в Историческом музее.

В витринe 5 особое место занимает оружие – сабля и меч-палаш в украшенных драгоценными каменьями ножнах. Оружие уникально, так как принадлежало героям борьбы русского народа с иноземной интервенцией – князьям Д.М.Пожарскому и М.В.Скопину-Шуйскому. Молодой талантливый полководец Михаил Скопин-Шуйский одержал блестящие победы над интервентами и не позволил им отторгнуть от Российского государства Северо-Западные земли.

Князь Дмитрий Пожарский возглавил в 1612 г. народное ополчение, штурмом взял Московский Кремль, где засели поляки, и освободил город от захватчиков. По преданию, благодарные москвичи преподнесли князю эту саблю. Она считается по праву самым древним русским наградным оружием.

Второй раздел экспозиции (витрины 6–7, подиум с пушками) посвящен военной организации Российского государства в XVI–XVII вв.

В витрине 6 представлен комплекс вооружения дворянина. Составлявшая ядро вооруженных сил того времени дворянская конница сформировалась при Иване III по феодальному принципу: дворяне-помещики должны были «конно, людно и оружно являться ко двору» по первому зову царя. Типичным для того времени было и вооружение дворянина – сабля, лук и стрелы. Доспех состоял из кольчуги, наручей, поножей, шлема.

При Иване Грозном в государстве все острее ощущается необходимость в постоянном войске, вооруженном уже огнестрельным оружием. В 1552 г. первые стрелецкие полки приняли участие в победоносном Казанском походе. В витрине 7 представлено вооружение стрельца; рядом с кафтаном – кремневое ружье XVII в., ствол которого опирался на топор-бердыш.

Во второй части витрины можно увидеть вооружение полков «иноземного строя», которые появились в правление Михаила Федоровича и стали предтечей регулярной армии Петра I. Полки были организованы и вооружены по образцу европейских армий. На подиуме витрины – «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» И.Я. фон Вальхаузена. Этот учебник по военному искусству, переведенный с немецкого языка и изданный Московским печатным двором, стал первой в России печатной книгой светского содержания.

Выдающимся событием в истории Московского государства в середине XVII в. стало воссоединение Украины с Россией. В витрине 8 рядом с гравированным портретом Богдана Хмельницкого экспонируется единственная в собрании Исторического музея принадлежавшая ему вещь – серебряная миска с гербом гетмана Запорожского войска. Владельческая надпись состоит из начальных букв титула «Богдан Зиновий Хмельницкий, гетман его королевской милости войск запорожских». Этот титул Хмельницкий получил после победы над королевскими войсками в 1648 г. под Зборовом.

В витринах 9–10 выставлены документы, освещающие основные направления российской внешней политики XVII в. Помимо войны с Польшей за воссоединение Украины с Россией, велись войны со Швецией и Крымским ханством за выход к морям. Экспозиция рассказывает об Азовских походах молодого Петра I в 90-е гг. XVII в. против Турции, владевшей устьем Дона и державшей в вассальной зависимости Крымское ханство.

На подиуме в зале представлены образцы артиллерийского оружия того времени. В центральной части – орудие времени Ивана Грозного, железная пушка, ее ствол в виде змеи завершается разверстой змеиной пастью. Уже в конце XV в. в России была создана полевая и крепостная артиллерия, набравшая мощь при Иване Грозном.

Государственный исторический музей

Остальные пушки датируются XVII в. и представляют собой великолепные образцы бронзового литья мастеров Московского пушечного двора. На многих из них имеются надписи, часто с указанием имени изготовителей – так, на одной из пушек можно прочитать имя мастера Якова Дубины. По качеству и количеству артиллерии Россия превосходила все страны Европы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *