Богата донская земля уникальными памятниками культурного наследия. Одним из таких выдающихся памятников истории и церковной архитектуры на Дону и Юге России является Храм во Имя Святой Троицы, расположенный в хуторе Дядин Белокалитвинского района Ростовской области.
Храм был построен на средства и по усердию казаков в 1894 году, но как самостоятельный стал действовать только с 1896 года. Строительство продолжалось восемь лет. В судьбе храма принимали участие известные зодчие – Карл Федорович Кюнцель – областной инженер- архитектор, начальник строительного отделения Области Войска Донского (с 1881 по 1892гг.) и, сменивший его на этом посту в 1892г., архитектор Донской Епархии Петр Семенович Студеникин. Как писал в акте Каменский благочинный священник Алексий Милютин, это место в хуторе было занято усадьбами казаков. Вскоре все они уступили свои наделы и усадьбы для строительной площадки «в ширину – 35 и длину – 43 саженей».
Почти 70 лет Храм был закрыт. В годы войны, при освобождении хутора от немецких захватчиков в ходе Сталинградского наступления, советский снаряд пробил брешь в его куполе. В советское время здание использовалось как зернохранилище, а в постсоветсткое – величественный храм, весь израненный, одиноко возвышался над опустевшим хутором, на месте которого виднелись только остатки каменных оград, руины домов, да несколько одиноких уцелевших жилищ.
А в 1873 году, по сведениям Донского статистического комитета, хутор насчитывал 726 душ обоего пола (111 дворов) и находился на 5 месте по численности населения среди других хуторов в станице Усть-Белокалитвинской. Через хутор шла дорога на Каменск и далее на Москву. Но позже, когда был построен мост через Донец в станице Усть-Белокалитвинской, дорога пролегла через станицу и хутор Дядин потерял свое значение перевалочного пункта.
Неразделима судьба народа с судьбою храмов. Трагедия донских казаков прочно переплетается с трагедией храмов, построенных ими на Дону. Но в то же время они хранят память о славных делах казаков, созидательный талант которых нашел отражение и в памятниках архитектуры. Поистине уникален по своей красоте не только Свято-Троицкий Храм в хуторе Дядин, но и история его строительства. Это история мужества, самоотверженности и истинной веры казаков в Бога, царя и Отчизну.
Трудами хранительницы церкви Марии Ивановны Персияновой, в девичестве Горбатовой, храм впервые засиял вновь святыми иконами и свечами. От всего сердца Мария Ивановна на последние пенсионные деньги делала все, чтобы храм не был заброшенным. И к нему потянулись люди не только из Белокалитвинского района, но и из других городов области и страны. Петербургский хор подарил записи церковных песнопений. Мария Ивановна отремонтировала электричество и в воскресные праздники зазвучала литургия, а в День Святой Живоночальной Троицы съезжаются люди издалека на службу, которую совершается в Храме. Мария Ивановна сохранила для ныне живущих имена казаков, строивших и украшавших храм. Сама она приходилась внучкой Михаилу Горбатову, являвшемуся председателем попечительского совета по строительству храма.
Храм Святой Живоначальной Троицы в хуторе Дядине неуклонно возрождается, и понемногу начинает возрождаться сам хутор. Возрождая храмы, российский народ возрождает, воссоздает по крупицам свою духовность, историческое наследие, национальное самосознание. В 2013 году, на Троицу вокруг возрождающегося храма прошел Десятый фестиваль традиционного быта и народного творчества “Окна истории распахнуты настежь”.
В концертной программе «Троицкие гуляния» выступили 12 коллективов клубных систем района с композициями: «Гуляют Троицу на хуторах», «Во поле березка стояла», «Троицкий каравай», «Выкуп невесты» и другие. Вниманию гостей праздника были представлены казачьи подворья поселений: «Белокалитвинское», «Богураевское», «Ильинское», «Коксовское», «Краснодонецкое», «Литвиновское», «Нижнепоповское», «Синегорское», «Шолоховское» и другие. Участники и гости фестиваля могли окунуться в атмосферу казачьего быта: от многообразия традиционных костюмов до изобилия блюд казачьей кухни, каждого на подворьях ожидал радушный прием с казачьими песнями и хлебом-солью.
Все участники вложили свою душу в представленные подворья, в каждом была своя изюминка, что-то особенно интересное, в подворьях была продумана каждая деталь от патефона в Нижнепоповском и фотографий казаков на стенах куреней в Литвиновском, Горняцком, Грушево-Дубовском до собачки у Шолоховского двора и лошадей на базу – в Богураевском.
Праздник удался на славу, все гости мероприятия получили массу ярких впечатлений и положительных эмоций, а главное – возможность осознать свои корни, окунуться в атмосферу казачьего быта. Важнейшей задачей фестиваля, конечно же, является приобщение молодежи к добрым казачьим традициям, возрождение исконных обычаев и красивых старинных обрядов, способных украсить современную жизнь.
Казачья культура все-таки интересна и самобытна. Очень хорошее впечатление от статьи.
Присоединяюсь. Очень хорошо! Впечатляет!
Вот это праздник! Могут же люди веселиться помня свои корни! Молодцы жители и авторы прекрасного репортажа.
Судя по фото и видео, отличный праздник! Он каждый год проходит? Хотелось бы побывать