Состав участников подобрался с широкой географией: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск.
Двухдневный тренинг начался с обсуждения прошедшего недавно финала национального технического соревнования Audi Twin Cup и его заключительного задания. Суть задания: машина Audi Q7, заявленная неисправность – индикация неисправности корректора фар, время на диагностику – 40 минут.
Один из участников тренинга, Александр, участвовал и в финале Twin Cup, поэтому ему дали слово для изложения хода действий команды, членом которой Александр являлся. Он рассказал, что при диагностике обнаружилось несколько ошибок в накопителе неисправностей автомобиля: «Неисправность шины CAN», «Неисправность в цепи датчика освещённости» и что-то ещё. Дальше команда начала отрабатывать ошибку о неисправности шины, проверять цепи питания и связи. Добрались до датчика освещённости, осциллографом посмотрели сигнал шины LIN на датчике. Сигнал оказался, и команда пошла копать глубже – решила добраться до блока управления бортовой сетью. Но время, отведённое на диагностику вышло, и команда, не вполне солоно хлебавши, уступила место другим участникам.
На этом Александр закончил рассказ, а продолжил его преподаватель тренинга. Он рассказал, в чём была ошибка команды Александра. При измерении сигнала LIN на датчике освещённости, в пылу спортивной борьбы, никто не обратил внимания на то, что сигнал хоть и имеет форму, похожую на правильную, однако смещён. В этом и должна была быть зацепка – сигнал есть, но он выходит за поле допуска блока управления, и блок управления не расценивает его как действительный. А происходило смещение сигнала из-за замыкания на массу через сопротивление в блоке управления задним стеклоочистителем, тоже являющимся абонентом шины LIN.
Мы все поняли суть вопроса и попросили преподавателя на следующем Twin Cup сделать такую же неисправность, чтобы мы без особого труда могли её найти.
После разбора Twin Cup, началось рассмотрение основного предмета тренинга. Подробно обсудили системы: ассистент дальнего света, адаптивное освещение, парковочный автопилот, виртуальная педаль, бесключевая система доступа и старта. Также поговорили об отличиях в реализации этих систем на разных моделях Ауди.
В столовой, за весьма недурным обедом, обсуждение технических вопросов продолжилось и дополнилось обменом «засадными случаями», коими судьба иногда награждает членов диагностического сообщества. Меня заинтересовал случай, рассказанный преподавателем, об автомобиле Ауди Q7, который ни с того, ни с сего «падал» на пневмоподвеске при стоянке в несколько часов. При этом утечек в пневмосистеме не было.
После обеда занимались рассмотрением новых моделей и их особенностей. В частности, говорили о новой Ауди А3, которая ещё не вышла на российский рынок, но уже известно – что начинка машины будет довольно «навороченной» и к заказу в ней будут доступны опции, традиционно присущие только её старшим братьям и сёстрам.
Далее преподаватель открыл тему о шине данных FlexRay и о новой CAN-Comfort, в которой теперь скорость передачи данных повысилась со 100 до 500 кбит/с. Встал вопрос о возможности работы новой CAN-Comfort в однопроводном режиме, как это было на старой шине. Оказывается, теперь такой режим невозможен, точнее невозможен за одним исключением, когда провод Hi замкнут на массу. Причина невозможности однопроводного режима в сопротивлениях, появившихся в новой реализации шины. Сопротивления в блоках управления потребовались для получения более крутого фронта сигнала, что важно для корректной передачи информации при повышении скорости передачи данных.
Второй день тренинга начался с практики. Занимались диагностикой шин данных, предварительно внося неисправности: замыкания на массу, на массу с сопротивлением, замыкание на плюс, на него же с сопротивлением, замыкание между проводами шины, обрывы. Сравнивали осцилограммы, сравнивали поведение разных шин, анализировали появляющиеся при этом ошибки в накопителе неисправностей автомобиля. Довольно полезный опыт, так как в повседневной работе не всегда есть время и средства для углубленных экспериментов.
Во второй день тоже был обед и обмен опытом под щи и гречку с котлетой. После обеда обсудили ещё несколько систем и их технических особенностей. Поговорили о новом гибридном Ауди Q5, о системе рекуперации энергии, о новых тенденциях в электронике автомобиля. Закончился тренинг тестированием. Тест оказался довольно сложным, но все присутствующие его успешно сдали. Тёртые мастера!
А сам Максим только на последнем фото, вроде бы.
Ты смотри, впервые набрел на эту статейку, хотя регулярно просматриваю сайт. Неплохо написано, да и вообще интересно.