Сегодня волею судеб попал на литературное событие: презентацию новой книги поэта Эдуарда Хандюкова «Не ведаю, за что люблю тебя» и сборника стихов «С любовью…» поэтессы Ирины Белых.
Зал презентаций в Библио-Глобусе, что на Мясницкой, оказался очень уютным: книги в красивых переплётах на полках, изваяние Александа Сергеевича, задумчиво глядящего вдаль, рояль. Вся атмосфера, кажется, уже сама по себе облагораживает и утончает.
Прибыл я за пятнадцать минут до времени начала, указанного в афише, и успел обеспечить себя местом в первом ряду. Публика только собиралась, члены президиума о чём-то переговаривались и выкладывали из портфелей бумаги, а миловидная девушка-оператор налаживала свою профессиональную видеокамеру. По её примеру и я достал свою, непрофессиональную. Впрочем, в полной мере войти в роль видеооператора мне не удалось, ибо вскоре после начала мероприятия на дисплее камеры появилась надпись «Ошибка диска. Нажмите кнопку Сброс». Три раза нажимал пальцем, потом ещё кулаком, но безрезультатно. Оконфузился только перед коллегой по киноискусству. Вот вам и хвалёное заграничное качество.
Открыл презентацию поэт, председатель клуба «Литературные зеркала», Сергей Крюков. Он представил аудитории президиум мероприятия, его председателя, авторов книг, охарактеризовав Ирину Белых как дражайшую и прекраснейшую, а Эдуарда Хандюкова как мудрейшего и искуснейшего. Затем взял слово, и взял довольно эффектно, председатель Московской областной организации Союза писателей, Лев Котюков. Первым делом он пообещал уволить поэта Крюкова за то что тот слабо разбирается в общественно-политическом устройстве государства. Далее в двух словах рассказал о положении дел в современном литературном мире, посвятил эпиграмму поэтессам и, наконец, перешел к творчеству героев сегодняшней презентации. Об Эдуарде Хандюкове отозвался как о талантливом творце, поэте классической школы, хранителе традиций. Ирину Белых похвалил за новаторство в стихах, заметил, что женщина, пишущая басни – это интересное явление.
После аплодисментов началась основная часть презентации. К этому времени зал заполнился любителями поэзии. Слева от меня села женщина с цветами, за ней парень с гитарой, а по правую сторону я был рад обнаружить двух приятных девушек. Одна из них, как впоследствии выяснилось, поэтесса Елена Венская, вторая – её сестра композитор. И композитор, надо полагать, талантливый, потому что как только я её увидел, так сразу и услышал какой-то красивый мотив.
Право первой представлять своё произведение из рыцарских побуждений было предоставлено Ирине Белых. Автор прочитала своё стихотворение «Простаки». Я запомнил последние строчки:
И живёт душой нетленной
Богом явленный простак.
Второе прочитанное стихотворение я не совсем понял, но женщинам в зале понравилось, они поняли, значит произведение достойное. Затем Ирина хотела прочитать стихотворение «Зайка в зоопарке», но зайке почему-то не дал ходу председатель президиума Лев Котюков. Вместо зайца подали афоризмы, сочинённые поэтессой, а после них микрофон вручили заслуженному артисту России Александру Якунину. Он замечательно исполнил под гитару романс на стихи Ирины Белых и сорвал дружные аплодисменты. Глядя на аплодирующую композиторшу я тоже было захотел что-нибудь эдакое исполнить, для неё и всех, но перебрав в голове весь свой репертуар, понял, что тут понят не буду, а может ещё и вытолкают за дверь.
Следующим озвученным произведением поэтессы стал стих «Веник». Читал Эдуард Хандюков. После последней строфы он объяснил, почему выбрал для чтения это стихотворение:
– Здесь проявляется умение поэта найти в самом обыденном предмете что-то интересное, что-то наталкивающее на размышление, на переживание.
… Пыль золотая вьётся по спирали,
Исчезли вмиг все веники с Земли,
Те самые, что души подметали,
Но суетность, увы, не подмели…
Затем слово вновь взял председатель Лев Котюков и перешел к презентации сборника стихов Эдуарда Хандюкова «Не ведаю, за что люблю тебя». Поблагодарил поэта за его интересные произведения, за его большую работу в Союзе писателей, в журнале «Поэзия», за кропотливый редакторский труд. Пожелал творческих успехов. Говоря о журнале «Поэзия», Котюков поблагодарил за участие в журнале и одного из племянников поэта, фотохудожника Павла Лях.
…Я не ропщу, брожу по белу свету,
За краткость жизни некого корить,
Вот если б можно жизнь как сигарету
Из новой пачки взять и прикурить.
Это строки из первого прочитанного здесь стихотворения Эдуарда Хандюкова. Мечту автора разделили все присутствующие и поддержали продолжительными аплодисментами. Потом поэт прочитал стихотворение «Стена плача», сильное философское произведение. Образы Красного моря, пустыни Сур и бредущих в её песках странников наполнили зал.
Когда странники растворились в знойной пустынной дымке горизонта, микрофон взяла Ирина Белых:
– Я прочитаю замечательное стихотворение Эдуарда, «Молитва сердца». Когда я в первый раз его услышала, у меня внутри всё перевернулось. Его нужно читать медленно, его нужно слушать. Я прочитаю его стоя.
Молитва сердца – спелой вишней
Упала в неземную реку…
И этот всплеск едва был слышен
И ангелу и человеку.
Купаясь в золоте заката,
Плывут слова, слова молитвы, –
О нескончаемых утратах, –
Ушедших с миром и убитых…
Повенчанных и обручённых
Со смертью в храме Расставанья –
О, сколько их, ожесточённых,
Ушло без слёз, без покаянья?!.
Но даже их – простит Всевышний,
И станут небылью невзгоды…
И вишнями падут чуть слышно
Молитвы в неземные воды.
Ирина читала очень проникновенно и с большим чувством, придав строкам ещё больше трогательности.
Далее председательствующий Лев Котюков вызвал на сцену поэта, члена высшего творческого совета, Владимира Пальчикова-Элистинского и представил его аудитории званиями «Крупный литературный авторитет» и «Крёстный отец современной поэзии».
Владимир Пальчиков рассказал историю знакомства с Эдуардом Хандюковым и его творчеством:
– Я сначала познакомился с его стихами и прозой и так влюбился в эти произведения, что сразу захотел познакомиться с их автором. И мы стали друзьями. Я хочу сказать, что поэт Хандюков – это остросовременный и актуальный поэт, а книга «Не ведаю, за что люблю тебя» – это целая программа, это высокая нравственно-этическая позиция человека. Само название несёт глубокий смысл: любовь не за что-то, а настоящее чувство, настоящая любовь без трофеев и корысти.
Далее Владимир Пальчиков зачитал несколько произведений из новой книги. В том числе жизненную миниатюру:
Гусей приветила Онега…
Охотникам знакомо дело, –
Такого «жару» дали тегам,
Что даже КНИГА покраснела.
Строчка «Такого жару дали тегам» стала, в какой-то степени, пророческой и для самого Владимира Иосифовича, буквально в следующую минуту. Владимир сказал:
– В стихах Эдуарда Хандюкова нет ничего лишнего, но сколько здесь смысла, жизни, эксперимента! Именно современного, отточенного письма. Такие поэты как Хандюков нужны современной русской поэзии. Поэзия Эдуарда Хандюкова – это алмазный костыль, который он вколачивает в фундамент расшатавшегося здания современной поэзии, укрепляя его. Вот за что я уважаю и люблю Эдуарда.
После этой фразы Ирина Белых улыбнулась и что-то сказала. Я не расслышал, но смысл угадался по последовавшей реакции председателя мероприятия:
– Пальчиков, она тебя поймала. Ты говорил что надо любить ни за что, а сам говоришь, что любишь Хандюкова за что-то.
Тут к дискуссии на стороне председателя подключилось еще несколько участников вечера. Однако, поэт Пальчиков не спасовал перед атакой и с честью её отразил, применив мощные литературные выражения-снаряды: «многосторонний смысл контекста», «сложная диалектическая мысль», наконец призвал в помощь Канта. Тут на стороне Пальчикова выступил и “уволенный” в самом начале поэт Сергей Крюков.
Отстояв Пальчикова, Сергей прочитал свежесочинённую эпиграмму:
Стихи сегодня дарит нам он,
В них всё: и благость, и грехи,
И каждый высеченный мамонт
Читает Эдика стихи.
Высеченный мамонт – это ссылка на другую творческую профессию поэта, Эдуард Хандюков кроме стихов занимается скульптурой.
После Сергея Крюкова с интересными и положительными оценками творчества Эдуарда Хандюкова и Ирины Белых выступили: поэт и врач Владимир Лория, поэт Валерий Баталеев, поэт и общественный деятель Григорий Осипов, поэтессы Людмила Снитенко и Елена Венская, мастера слова Владимир Федоров и Евгений Аверьянов.
По окончании официальной части бурно пошла раздача автографов, ну а потом, известное дело, в ресторацию.