Осенняя Москва встретила нас приветливо. Сквозь низенькие облака проглянуло, наконец, нежаркое солнышко, а на перроне нас встретили сыновья и невестка.
Три увесистые сумки пушинками поплыли вдоль перрона. Шум, сутолока – круговерть столичной жизни с ее динамичным ритмом поглотила нас, не дав времени на переход из полусонного и непрактичного провинциального бытия. Но этого и не нужно: регулярно бывая в столице, мы привычно ощущаем себя частью этого бурлящего мегаполиса, безоговорочно принимая все его достоинства и недостатки. Москва много требует, но много и даёт.
В этот раз мы приехали в столицу не только проведать родственников, но и ради участия в отчетно-выборном собрании писателей Подмосковья, о котором нужно рассказать отдельно. Ну, и, конечно, чтобы выполнить то, что не удалось в прошлые визиты. Каждый раз, отправляясь в Москву мы загадываем куда сходить и что посмотреть: обойти пешком Московский Кремль с внешней стороны, сходить в цирк на Цветном бульваре, побывать во МХАТе… В этот раз среди задач было посещение (уже много раз несбывшееся) Оружейной палаты, театра имени Е. Вахтангова на Арбате, обновленного Московского планетария. К счастью, все намеченное на этот раз удалось реализовать. Неизгладимое впечатление оставила Оружейная палата, а спектакль Римаса Туминаса “Евгений Онегин” в театре Вахтангова просто ошеломил. Это совершенно другое прочтение пушкинского романа, взгляд из нашего времени! А какие там заняты артисты!
Каждый раз, бывая в столице, мы, конечно же, едем на Красную площадь, идем на Старый Арбат, в Храм Христа Спасителя, гуляем по историческим улочкам Москвы. В этот раз было так же.
А еще прошли Патриарший мост через Москва-реку и Обводной канал, соединяющий Пречистенскую и Берсеневскую набережные, откуда открывается красивейший вид на Кремль. Гуляя прошли почти половину Тверской от Триумфальной площади, ранее носившей имя Маяковского, до Манежа, зашли в знаменитый Елисеевский магазин, прошлись по фешенебельному Камергерскому переулку, где рядом расположены МХАТ имени А.М. Горького и МХТ имени А.П. Чехова, бывшие некогда одним театром, памятники Немировичу-Данченко и Станиславскому, А.П. Чехову. Здесь давно уже пешеходная зона. Кстати, около школы-студии МХАТа мы случайно встретились с Народным артистом России Евгением Стебловым. Если пройти весь Камергерский переулок, то можно выйти на знаменитую своей историей улицу Кузнецкий мост. Эту прогулку мы оставили для следующего приезда.
Как-то сложилось, что гуляя по столице мы всегда заходим в ресторан украинской кухни “Корчма Тарас Бульба” на Моховой. Но в этот раз там не оказалось мест, и мы поехали в ближайшую Корчму на Садовую-Самотечную, где все-таки угостились легендарным украинским борщом с чесночными пампушками и неповторимыми варениками ручной лепки в атмосфере украинской хаты, наполненной предметами старины и сельского быта. Вообще, в Москве действует разветвленная сеть этих заведений наряду с ресторанами грузинской, японской, узбекской и других национальных кухонь. Впрочем, мы ходим иногда и в современные кафешки, в частности в итальянское “Збарро”.
Конечно, какую-то часть времени заняли московские магазины, но это не главное, хотя грандиозные торговые комплексы, в которых, как в Греции, есть всё, не могут не впечатлить провинциала. Впрочем, автомобильная экскурсия по Южному Бутово, где живет младший сын, запомнилась все-таки больше. Современный, удобный, красивый микрорайон. Там, как и во многих других местах Москвы, можно увидеть палатку для сбора помощи беженцам из Донбасса. А в Чертаново, месте обитания старшего сына, как будто подхватив традицию Белой Калитвы, имеющей с десяток таких супермаркетов, открыли магазин “Магнит”. Для столицы это пока экзотика, но пенсионеры очень довольны, хотя неподалеку есть “Билла”, “Пятерочка” и “Копейка”.
Уезжали из Москвы мы вечером, нагруженные сумками и впечатлениями по самую завязку, а к полудню следующего дня, благодаря расторопному таксисту, были уже дома.
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! А.С. Пушкин “Евгений Онегин”
Аппетитно рассказано, прямо захотелось побродить по старой Москве.