Утром 3 марта, около десяти, я приехал на станцию метро Ломоносовская Петербургского метрополитена.
На выходе из станции встретился с ученицей школы № 336, председателем Совета музея Арктики, Александрой Смирновой. Мы заговорили о жизни школьного музея. Александра рассказала, что жизнь очень интересная – актив музея участвует во многих проектах городского, государственного и международного масштаба. Собственно, и эта наша встреча с Александрой – маленькая часть большого международного события.
Спустя несколько минут из стеклянных дверей станции появились и подошли к нам две группы. Одна из них – участники клуба им. Б.А. Вилькицкого школы № 43, вторая группа – это семья Матвейчук из посёлка Седово.
Пожелав друг-другу доброго утра, мы пошли к школе № 336, чтобы принять участие в Международной научно-практической конференции «Связь поколений. Арктика: вчера, сегодня, завтра», посвящённой сорокалетию школьного музея Арктики имени Г. Я. Седова.
Так как к школе нас вела Александра Смирнова, а не моя навигационная интуиция, на место мы прибыли быстро – до начала конференции ещё оставалось время. В фойе встретились с Еленой Павловной Афанасьевой. Здесь же она познакомила нас с директором школы, Заслуженным учителем Российской Федерации Юрием Николаевичем Бурдиным. Ещё до нашей встречи я читал статью о Юрии Николаевиче в Учительской газете. В статье рассказывалось о его организаторском таланте и постоянном стремлении к совершенствованию. Я был рад познакомиться с Юрием Николаевичем лично. В разговоре он отметил важную роль того, что в конференции участвует делегация из посёлка Седово – родины организатора первой русской экспедиции к Северному полюсу Георгия Седова. Так как Юрий Николаевич и Елена Павловна были заняты подготовкой к конференции, мы отложили более подробный разговор на будущее время.
Расписавшись в листе регистрации участников конференции и получив документы конференции вместе с памятным значком музея Арктики имени Г.Я. Седова школы 336, я с интересом принялся изучать фотовыставку, размещённую перед входом в конфененц-зал.
На фотографиях – события из жизни актива музея, грамоты и благодарности, свидетельства об участии и победах в тематических мероприятиях и конкурсах. Рядом со мной рассматривали фотографии ещё несколько гостей. Среди них два солидных господина в красивой морской форме, которая мне с детства внушала уважение. Помню, когда я был маленьким, мой дядя, моряк, участник Великой Отечественной Войны, Николай Петрович Хандюков учил меня здороваться по-морскому. Вот это было по-настоящему, по-взрослому, действительно по-морскому. А не то, что: – Суп доедай, колготки подтяни.
Посмотрев фотографии, я переместился к стенду, на котором размещена школьная газета «Шёпот». Прочитал рубрики «Былое и думы», «Участие в мероприятиях», «Полезные советы родителям», «Что готовит ФГОС грядущий», статью ученицы 7А класса Александры Смирновой «Что такое счастье» и стихотворение ученицы 11 класса Екатерины Малининой:
Разливает краски дождь по лужам,
Свет из окон яркий виден в них.
Ты идёшь и никому не нужен.
Повторяешь свой безумный стих.
Как в сердцах других оставить память?
Сложная задача предстоит,
Невозможно это так оставить,
Показать цветной ты хочешь мир.
Ну а дождь в то время продолжает,
Разливает краски он вокруг,
Ты идёшь так, ничего не замечая,
Стихом безумным поглощён мой друг.
– Есть над чем подумать, – как любит говорить один мой коллега по работе. Дочитав рубрику газеты «Творческая мастерская», я пошёл к конференц-залу, так как время начала конференции уже подошло. Перед входом в зал рад был встретить школьников из Седово и руководителей группы – директора школы посёлка Седово Татьяну Викторовну Лях и заместителя директора по учебно-воспитательной работе Галину Анатольевну Ермолову.
Когда я вошёл в конференц-зал, там было уже много участников. Поприветствовав присутствующих, я занял место в президиуме, между Денисом Матвейчуком и Галиной Ермоловой. Открыл папку, полученную при регистрации, и обнаружил в ней: красивый памятный значок музея Арктики имени Г.Я. Седова, авторучку с оригинальным механизмом кнопки и надписью «Школа № 336 Санкт-Петербург», памятный блокнот, на обложке которого изображён Георгий Седов, барк «Седов» и логотип школы 336. Кроме того, в папке были документы конференции. Всё это я извлёк из папки, приготовил блокнот для записей, прикрепил значок к своему пиджаку и оглядел зал, в котором мы собрались.
Конференц-зал оформлен на высшем уровне. На правой стене зала эффектно и современно размещены материалы о музее. Слова, написанные на верхнем большом стенде настраивают на основную мысль конференции: «Музей Арктики имени Г. Я. Седова. Настоящее, которое помнит прошлое, достойно будущего». Ниже, в ряд, расположены ещё три стенда. Левый стенд содержит материалы об истории музея, средний рассказывает о концепции развития школьного музея, а на правом стенде – материалы, объединённые заголовком «К юбилею музея». На противоположной стене зала картина , изображающая холодные арктические льды и вмёрзшее в них одинокое судно. Сверху над скованным бескрайними льдами кораблём, и над людьми, которые зимуют и борются за жизнь на этом корабле, играет и манит в неизвестность, ничего не обещая, причудливое Северное сияние. Автор картины – участник экспедиции Георгия Яковлевича Седова – Николай Васильевич Пинегин. Называется она – «Новая Земля. Остров Заячий». Глядя на полотно, мы понимаем, что это за судно. Картину, вместе с моделью корабля «Святой Фока», крышкой от шкафчика со «Святого Фоки» и памятной медалью для мецената жертвователя на экспедицию, музею школы подарил офицер запаса Военно-морского флота, коллекционер Ростислав Васильевич Юрин.
Место для выступления оборудовано большой плазменной панелью, что позволяет иллюстрировать доклад визуальными материалами. На противоположной от экрана стене изображены три флага: Российский, Андреевский и флаг Санкт-Петербурга. Под флагами – места участников конференции. В центре зала расположился стол президиума. В центре стола – ряд вазонов с красивыми цветами.
Конференция началась. Елена Павловна Афанасьева поприветствовала собравшихся и обратилась с вступительной речью:
– Я безмерно счастлива видеть дорогих мне людей в этом зале. Надеюсь, наша встреча будет взаимополезной, дружеской, очень тёплой, и будет способствовать процветанию и нашего музея, и ваших организаций, действующих на базах школ и в России, и на Украине.
В своей речи Елена Павловна также сказала о преемственности поколений. О том, как важно, чтобы старшее поколение в полной мере передавало память, духовные и исторические ценности поколению молодому.
Открыл конференцию директор школы 336, Почётный работник общего образования Юрий Николаевич Бурдин. Первым делом Юрий Николаевич поздравил участников конференции с наступившей весной и пожелал успешной работы. В своем выступлении Юрий Николаевич акцентировал внимание на большом воспитательном и патриотическом значении конференции.
Затем состоялось представление участников конференции.
Президиум:
Бурдин Юрий Николаевич – директор школы 336, Заслуженный учитель Российской Федерации, Почётный работник общего образования РФ;
Смирнов Валентин Георгиевич – доктор исторических наук, заведующий сектором истории Академии наук и научных учреждений СПб филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН;
Назаренко Елена Андреевна – руководитель историко-географического клуба им. Б.А. Вилькицкого школы 43 Приморского района;
Тихомирова Ирина Семёновна – методист информационно-методического центра Приморского района, почётный член клуба им. Б.А. Вилькицкого;
Иванов Александр Юрьевич – старший научный сотрудник музея «Невская застава», ветеран Балтийского морского пароходства, Почётный работник Морского флота СССР;
Гороховец Ирина Васильевна – методист, заведующая отделом краеведения Правобережного дома детского творчества Невского района;
Лончинский Алексей Николаевич – методист отдела краеведения Правобережного дома детского творчества Невского района;
Лях Татьяна Викторовна – директор Седовской общеобразовательной школы, учитель-методист, Отличник образования УССР;
Ермолова Галина Анатольевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Седовской общеобразовательной школы;
Матвейчук Денис Валентинович – руководитель общественной организации «Возрождение», посёлок Седово;
Лях Максим Владимирович – администратор сайта «Моё Седово», сын автора сайта «Моё Седово», члена Союза писателей России Владимира Петровича Ляха;
Антонова Елена Геннадьевна – заместитель директора школы 336;
Афанасьева Елена Петровна – заведующая музеем Арктики имени Г.Я. Седова школы 336.
Делегация школьников Седовской общеобразовательной школы:
Ученица 8-го класса Бесчастная Елизавета,
ученица 9-го класса Ланина Кристина,
ученик 10-го класса Ермолов Роман,
ученица 11-го класса Лысун Ангелина,
ученик 5-го класса 5-й школы города Мариуполь Матвейчук Данил.
Школьники из историко-географического клуба имени Б.А. Вилькицкого школы 43, Санкт-Петербург:
Белогурова Александра и Лазарев Георгий – 10-й класс,
Урлапова Анастасия и Яшенкова Ярослава – 10-й класс,
Хурда Дарья и Рогацкая Полина – 11-й класс,
Жилкина Анастасия и Озёрная Анастасия – 10-й класс.
Школьники, члены актива музея Арктики им. Г.Я. Седова школы 336, Санкт-Петербург:
Смирнова Александра – 8А класс, ведущая конференции, председатель совета музея,
Жубрилина Виктория – 9-й класс,
Бештоев Анзор – 8Б класс,
Лебедева Ксения – 10-й класс,
Колдаева Ангелина и Зубченко Валерия – 9-й класс,
Бухарева Виктория – 7-й класс,
Войдак Дарья – 8А класс.
После представления участников слово взяла ведущая конференции, председатель совета музея Арктики Александра Смирнова. Она рассказала о накопленном научно-практическом опыте актива музея, об идее провести конференцию и о том, что идея живёт уже в течении полутора лет.
Об основных вехах развития музея поведала ученица 7-го класса школы 336, экскурсовод музея Виктория Иванова:
– В 1969-м году в школе была организована первая выставка, посвящённая первой русской экспедиции к Северному полюсу. С 1973-го года она существует как полноценный школьный музей. 24-го ноября 2010-го года состоялось открытие обновлённого музея Арктики. Сегодня это уникальный, современный, технически оснащённый музей, в котором сохраняются и экспонируются подлинные исторические документы. Важнейшее направление нашей работы – поисково-исследовательская деятельность, возрождение контактов со школой и общественными организациями посёлка Седово, а также с основателями музея – выпускниками школы 336 1973-го года.
От имени актива музея Виктория поблагодарила Валентина Георгиевича Смирнова за помощь в установлении места захоронения Веры Валерьяновны Седовой. Рассказала об экспонатах музея, среди которых особое место занимает частица флага экспедиции Г.Я. Седова, найденная на месте захоронения полярника в 1938-м году. Виктория Иванова отметила Дениса Матвейчука, благодаря которому музей пополнился уникальными документами.
Рассказала Виктория Иванова и о работе музея в виртуальном пространстве:
– Возобновил работу сайт нашей школы, на страницах которого регулярно появляются новые материалы о жизни и успехах музея. Особенно приятно, что за работой актива музея следят наши друзья на Украине. Спасибо за это автору сайта «Моё Седово» Владимиру Петровичу Ляху и администратору сайта Максиму Владимировичу Ляху. Также у нашего музея есть группа «В контакте». Пользуясь случаем, приглашаю вас стать друзьями группы музея Арктики имени Георгия Яковлевича Седова.
После Виктории Ивановой выступала Виктория Жубрилина, ученица 9-го класса 336-й школы. Тема доклада: биография Г.Я. Седова, подготовка к экспедиции на Северный полюс, экспедиция и гибель начальника экспедиции, возвращение «Святого Фоки». Свой рассказ Виктория проиллюстрировала презентацией, выполненной с душой и с умением.
Мощный эмоциональный отклик у членов конференции вызвало выступление ученика 5-го класса школы №5 города Мариуполя Данила Матвейчука. Он погрузил слушателей в атмосферу рассказа Евгения Степановича Коковина «Отплытие «Святого Фоки»». Как наяву представился корабль экспедиции у причала в Соломбале. На нём команда, занятая подготовкой к великому походу. Потом явилась трогательная картина ухода «Святого Фоки» к далёкому Северному полюсу. ««Фока» уходил все дальше и дальше – в море, на Север, к полюсу», – так заканчивается рассказ.
Следующий доклад был посвящён значению экспедиции Г.Я. Седова. Ученица 11-го класса школы посёлка Седово Ангелина Лысун рассказала о научной работе экспедиции в таких областях, как геодезия, гидрография, метеорология, геология, гляциология, земной магнетизм. Рассказала о большой работе по уточнению карт, о собранных палеонтологических и минералогических коллекциях.
После Ангелины Лысун свою исследовательскую работу представил ученик 8Б класса школы 336 Анзор Бештоев. Тема его доклада: «История шхуны «Святой мученик Фока». Анзор рассказал о технических характеристиках судна и о его истории. Подробно остановился на вопросе: переименовывался ли «Святой Фока» в «Михаил Суворин» или нет.
– Я несколько раз пересмотрел кинохронику Пинегина, но ни на одном из кадров хроники не обнаружил другого названия шхуны, кроме как «Святой мученик Фока». 13 февраля 2013-го года по телеканалу «Россия 1» был показан документальный фильм «Три капитана. Русская Арктика». На одном из кадров я заметил название судна «Михаил Суворин», значит, всё-таки, переименование произошло, – рассказал Анзор.
От себя замечу, что заинтересовался такой находкой и спустя несколько дней пересмотрел фильм «Три капитана. Русская Арктика». Действительно, на одном из кадров видна надпись «Суворинъ». Однако она вызвала у меня некоторые сомнения. Надпись видна не в документальной кинохронике, а на фотографии, фигурирующей в фильме. На стоп-кадре, при увеличении видно, что перед надписью что-то висит, возможно рукавицы. При этом буква «в» видна сверху рукавицы. С другой стороны, возможно это не рукавицы, а дефектные пятна фотографии. Тогда всё в порядке. В общем, возможно, в этой теме ещё есть «куда копать».
Ещё одна тема доклада Анзора Бештоева – судьба шхуны «Святой Фока» после возвращения из экспедиции. Дело в том, что Ростислав Васильевич Юрин, подаривший музею крышку от шкафчика с «Фоки», утверждал, что шхуна в годы Великой Отечественной Войны использовалась в качестве учебного судна в Соловецкой школе юнг.
– Единственная возможность выяснить истину – найти и расспросить выпускников Соловецкой школы юнг. Я выяснил, что на сегодняшний день в Санкт-Петербурге живут четыре ветерана Соловецкой школы юнг. Мир Назимович Нигматуллин, юнга первого набора, откликнулся на приглашение актива музея посетить школу, – рассказал Анзор.
Из встречи с Миром Назимовичем выяснилось, что юнг обучали на фрагментах и деталях разных судов, а на практику возили в Архангельск на судоремонтный завод «Красная кузница». Скорее всего именно оттуда на Соловки попала крышка от шкафчика со шхуны «Святой Фока», которая теперь экспонируется в музее школы 336.
Анзор резюмировал свой доклад справедливыми словами о важности подобных исследований. Они позволяют выяснить интересные детали, собрать более полный образ экспедиции и её членов.
«Человек, открывший нам Седова» – это тема доклада следующего выступающего – ученицы 9-го класса школы посёлка Седово Ланиной Кристины.
Кристина ярко рассказала о Николае Васильевиче Пинегине, о его увлечении Севером. Поделилась сильными впечатлениями от картин Николая Васильевича и его литературных произведений. Кристина рассказала о значительной вехе в жизни Николая Васильевича Пинегина – знакомстве с Георгием Яковлевичем Седовым, их дружбе и соратничестве.
Председатель актива музея школы 336 Александра Смирнова выступила с докладом, в котором рассказала о тайне одной фотографии экспедиции. На ней запечатлены члены экспедиции. Загадка заключается в том, что фотография существует в двух версиях: в первоначальном виде и в модифицированном. В модифицированном варианте на снимке отсутствуют два человека. Подняв покрова над этой загадкой, Александра перешла ко второй части своего доклада, в которой поделилась собранными ей материалами, рассказывающими о взаимоотношениях между членами экспедиции.
Дарья Хурда и Полина Рогацкая, ученицы 11-го класса 43-й школы Санкт-Петербурга, выступили с докладом об адмирале, морском министре Российской Империи Иване Константиновиче Григоровиче.
Далее был перерыв, на котором участники конференции посетили школьный музей. Доклады выступающих подогрели интерес к экспонатам музея. Витрины и стенды оказались в плотном кольце школьников и взрослых.
Мне понравилась логика экспозиции. Экспонаты, документы, фотографии объединены по темам. Вот некоторые из них: «Георгий Яковлевич Седов – русский моряк, полярный исследователь, патриот», «Экспедиция к Северному полюсу 1912-1914 г. г.», «Именем Седова названы…», «Исследования Арктики в Советское время», «Россия, Арктика, 21-й век», «История музея Арктики школы 336 имени Г.Я. Седова». Здесь же в музее на большом экране мы посмотрели документальную кинохронику экспедиции Г.Я. Седова.
Из музея все участники конференции отправились в школьную столовую. Там нас очень вкусно накормили.
После перерыва конференция продолжилась докладом ученицы 8-го класса Седовской общеобразовательной школы Елизаветы Бесчастной. Она эмоционально и красочно рассказала о сестре Г.Я. Седова Екатерине. Поделилась историей поиска материалов. Несмотря на то, что Екатерина жила на Кривой Косе, материал найти было очень непросто.
В заключение своего выступления Елизавета Бесчастная дала рецепт старинного блюда от известного на Кривой Косе помещика Козлова «Жаркое по-донскому с черносливом».
Затем с докладом выступила Ксения Лебедева, ученица 10-го класса школы 336. Ксения рассказала о своём прапрадеде Георгии Ивановиче Поспелове, капитане судна «Дмитрий Солунский» во Второй Новоземельской экспедиции, состоявшейся в 1910-м году под руководством Владимира Александровича Русанова. В этой экспедиции Г. И. Поспелов познакомился с Г.Я. Седовым, который в это время работал на Крестовой губе по заданию Морского министерства. В 1914-м году Георгий Поспелов принимал участие в поисках пропавших экспедиций Владимира Русанова, Георгия Седова и Григория Брусилова.
«Гори, гори, моя звезда» – таково название следующего доклада. Его представили ученицы 10-го класса школы 43 Санкт-Петербурга Анастасия Жилкина и Анастасия Озерная. Доклад посвящён адмиралу, учёному-океанографу, полярному исследователю, военному и политическому деятелю Александру Васильевичу Колчаку.
После доклада об адмирале Колчаке, Ангелина Колдаева и Валерия Зубченко, ученицы 9-го класса школы 336, сделали доклад и показали презентацию, освещающую историю открытия Арктики и историю экспедиций в арктические широты не только отечественных первопроходцев, но и их зарубежных коллег. Также девушки рассказали о перспективах Арктики, представили данные о её ресурсах, о современном развитии региона и о планах на будущее.
Затем слово взяла ученица 7-го класса школы 336 Виктория Бухарева. Тема её рассказа – флаг экспедиции Георгия Яковлевича Седова. Виктория сказала, что этот доклад – результат её первой исследовательской работы, но доложила она его мастерски, не заглядывая в бумагу, как будто это уже тысячное по счёту её выступление. Виктория в своём рассказе проследила весь сложный путь флага. Отправная точка – город Архангельск, год 1912-й. Следующий пункт – полуостров Панкратьева, это место первой зимовки экспедиции. Дальше – остров Гукера, год 1913-й – место второй зимовки. В феврале 1914-го флаг, пошитый Верой Валерьяновной Седовой, флаг, который Георгий Яковлевич Седов нёс на Северный полюс, остановил свой ход на острове Рудольфа. Но в 1938-году он был найден советскими полярниками, а в 1977-м году флаг, наконец, установлен на Северном полюсе командой советского атомного ледокола «Арктика». Дело, начатое Георгием Седовым, завершили его последователи. Сейчас фрагмент этого флага хранится в музее Арктики школы 336 города Санкт-Петербурга.
Дарья Войдак, ученица 8А класса школы 336 выступила с презентацией о первой советской полярной дрейфующей станции «СП-1». При рассказе о драматических событиях дрейфа и спасения Папанинцев Дарья использовала свой незаурядный артистический талант, поэтому рассказ получился объёмным и запоминающимся.
Не менее запоминающимся было выступление и следующих выступающих. Анастасия Урлапова и Ярослава Яшенкова, ученицы 10-го класса 43-й школы, представили доклад о народах Севера, об обычаях, традициях, промыслах, особенностях быта. Анастасия Урлапова, одетая в национальный костюм одного из северных народов, станцевала замечательный северный танец.
На этом красивом аккорде завершился первый день конференции.
Как приятно читать такой отзыв о нашей встрече. Действительно, участники конференции проявили в своих выступлениях огромную заинтересованность проблематикой освоения Арктики в разные исторические эпохи и заслужили слова благодарности от всех уважаемых членов Президиума. Благодаря дружеской теплой обстановке никто из гостей и участников встречи не ощущал усталости после напряженного рабочего дня. Многие познакомились друг с другом впервые, а расставались как давние добрые приятели с надеждой на новые встречи. Спасибо, Максим Владимирович, за такую замечательную статью!
Статья появилась благодаря Вам, Елена Павловна, и всем, кто организовывал и участвовал в торжественных мероприятиях. Спасибо!