Название дома говорит само за себя.
Золотой дом Нерона – императорская городская вилла, представлявшая собой дворцово-ландшафтный комплекс на территории около восьмидесяти гектаров. Своё название вилла получила по причине использования в убранстве большого количества золота. Строительство Золотого дома началось после разрушительного пожара, который произошёл в 64-м году и уничтожил большую часть центрального Рима. Пожар начался ночью в лавках возле Большого цирка и быстро распространился. Остановить пожар удалось только через шесть дней. В пожаре сильно пострадала и императорская резиденция Домус Транзитория (Domus Transitoria – дом со сквозным проходом), располагавшаяся на Палатинском холме. Это была первая императорская резиденция Нерона.
Городская застройка вокруг Домус Транзитория выгорела, и Нерон экспроприировал земли, чтобы на месте Домус Транзитория построить более масштабную и роскошную резиденцию, превосходящую по своему размаху все существующие. Резиденция получила название Золотой дом. Император Нерон был последним императором из династии Юлиев-Клавдиев, а эта династия была первой императорской династией в Риме.
Резиденция Золотой дом простиралась между Палатином, Эсквилинским и Целианским холмами. На Палатине находились императорские дворцы, а на Оппийском холме, являющимся частью Эсквилинского, другой дворцовый комплекс – для более частного применения, окружённый садами и виноградниками. В долине между холмами было живописное озеро.
Большую часть площади занимали сады с павильонами. На территории виллы находился роскошный нимфей, где можно было укрыться от зноя и наслаждаться статуями, фонтанами и бассейнами. Древнеримский историк Светоний описывал комплекс как «разорительно расточительный» и «сельская местность в городе», поскольку он включал в себя рощи, пастбища с стадами, виноградники.
У подножия Палатина находился парадный вход в резиденцию. Он представлял из себя атриум с колоннадой, в центре которого тридцатипятиметровая бронзовая статуя, изображающая императора. Колосс Нерона – работа древнегреческого скульптора Зенодора. Статуя была построена в промежутке между 37 – 68 годами нашей эры.
Изюминка дворца на Палатине – уникальный вращающийся банкетный зал. Потолок был расписан как звёздное небо, и когда зал вращался, участники банкета наблюдали движение небесных тел. Своего рода планетарий. Кроме того, в потолке были сделаны сдвижные панели, и в определённый момент из них на людей в зале сыпались лепестки роз.
Дворец на Оппийском холме тоже поражает воображение. В нём было триста комнат, комнаты облицованы полированным белым мрамором, с картинами наверху. В коридорах плескались фонтаны. В этом же здании располагался нимфей – каскад, вода в который поступала по акведуку, устроенному под крышей. Центральный зал имел восьмиугольную форму и куполообразную крышу из бетона. Возможно, это один из первых случаев применения бетона для постройки купола. Позднее подобная техника была применена при строительстве Пантеона.
Дворец был виден с любой оконечности города — огромный купол центрального зала покрывала мозаика, ослепительно сверкая на Солнце как золото.
Есть легенда, что когда был достроен дворец на Оппийском холме, Нерон выразил свое удовлетворение, сказав: «Наконец-то я буду жить в доме, достойном человека».
Однако далеко не всем гражданам Рима пришлось по вкусу строительство такой роскошной резиденции, да ещё на экспроприированной у бывших собственников земле. Были противники у Нерона и в сенате. Историк Тацит писал, что политик Гай Кальпурний Пизон организовал заговор с целью убийства императора именно в «этом ненавистном дворце, построенном на плоды грабежа горожан». Вместе с другими участниками в заговоре принял участие и знаменитый римский философ Сенека, который когда-то был воспитателем юного Нерона. Заговор был раскрыт. Однако это не надолго продлило жизнь императора, в 68-м году Нерон покончил с собой со словами «Какой великий артист погибает!»
К этому времени резиденция Золотой дом ещё не была полностью достроена. Следующий император Сервий Сульпиций Гальба провластвовал около полугода. Тацит так охарактеризовал характер Гальбы: «Он казался слишком великим, чтобы быть подданным, пока он был подданным, и все согласились бы, что он был равен императорской должности, если бы он никогда её не занимал». Затем императором стал Марк Сальвиус Отон, и новый император выделил средства на достройку Золотого дома. Однако стройка шла недолго, через три месяца в Риме был уже другой император, Авл Вителлий. Вителлий тоже не отличился длительностью правления. 69-й год в истории Рима называют годом четырёх императоров, четвёртым стал император Веспаниан, основатель династии Флавиев.
При Веспаниане началось возвращение части земель Золотого дома городу, а во многих зданиях стали снимать всё, имеющее ценность, включая мрамор и отделку из слоновой кости. В течении десяти лет часть построек была разорена и засыпана землёй, на их месте возводились новые здания. Дворец на Оппийском холме и некоторые другие здания Золотого дома продолжали оставаться обитаемыми.
Озеро осушили и засыпали, на его месте в 72-м году начали строительство Амфитеатра Флавиев, впоследствии получившего название Колизей. Колосс Нерона тоже претерпевал изменения, ему меняли головы, приводя в соответствие с действующим императором. А потом, наконец, посвятили богу солнца.
В 104-м году в Риме случился пожар, и Золотой дом в нём сильно пострадал. После пожара император Траян, второй император из династии Антонинов, начал строительство терм (по-нашему бань) прямо поверх строений Золотого дома. В 121-м году похожим образом, поверх остатков Домус Транзитория, император Адриан начал строительство Храма Венеры и Ромы. Новые постройки в некотором роде сослужили хорошую службу, “законсервировав” под собой то, что осталось от Золотого дома.
Известно, что перед строительством Храма Венеры и Ромы Колосс Нерона совершил небольшую прогулку. С помощью двадцати четырёх слонов его передвинули ближе к Колизею, чтобы освободить место для строительства храма. Дальнейшая судьба Колосса туманна и теряется где-то в пятом веке. То ли его разрушили вестготы во время разграбления Рима в 410-м году, то ли статуя стала жертвой землетрясения, а может быть Колосс посмотрел на всё происходящее, махнул рукой и сам ушёл в неизвестном направлении. И было с чего, ведь к пятому веку империя уже раскололась на Западную и Восточную, а в 476-м году в Западной римской империи был свергнут последний император – Ромул Август. Сделал это начальник отряда наёмников-варваров Одоакр, и был провозглашён королём Италии. К этому времени Западная римская империя потеряла свои провинции и её территория была в границах Италии. 476-й год принято считать годом прекращения существования Западной римской империи.
Прошло несколько веков. На календаре конец пятнадцатого века, эпоха Возрождения, Рим в составе Папского государства. И как-то в погожий денёк один римский юноша прогуливался по склону Оппийского холма, и вдруг провалился в расселину. Он оказался в гроте, стены и своды которого были расписаны удивительными фресками. Это были фрески Золотого дома Нерона. Когда весть о находке разнеслась повсюду, многие художники поспешили побывать в гроте. Они спускались в грот с помощью верёвок и досок. Таким способом здесь побывали Рафаэль, Микеланджело, Пинтуриккьо и многие другие художники. Найденные фрески Золотого дома оказали сильное влияние на творчество художников эпохи Возрождения. Наиболее наглядно это видно в росписях лоджий в Апостольском дворце Ватикана, сделанных Рафаэлем. Стиль гротеска получил широкое распространение.
К сожалению, с открытием руин Золотого дома туда стала попадать влага, и со временем фрески потускнели, потолок местами обвалился. В настоящее время периодически проводятся раскопки и реставрации. Так в мае 2019 года во время реставрационных работ археологи случайно обнаружили неизвестное ранее помещение. Сводчатый зал высотой 4,5 метра со стенами, украшенными хорошо сохранившимися фресками с изображением бога Пана, пантер и сфинкса. Помещение получило название Зал Сфинкса. В 2009-м году на Палатине были найдены части механизма вращающегося банкетного зала.
Помещения Золотого дома и Домус Транзитория бывают доступны для просмотра. От Колосса Нерона остался только постамент, его тоже можно посмотреть. Ближайшая станция метро – Colosseo.
Ну вот скажите, жили ж люди,
На драгоценном ели блюде,
И каждый к роскоши привык.
А тут какой-то Геленджик,
Каких-то пошлых красок кресла,
И в них порода не воскресла
Крутых нероновских пиров.
Какие-то апарт-отели,
И там не бродят менестрели,
Под сенью пошлых номеров.
Лишь ершик в золотом сортире,
В противовес старинной лире,
“Элиту” обслужить готов.