Греция, Афинский Акрополь – Парфенон

Парфенон – главный и самый большой храм Афинского Акрополя. Он был построен во времена, которые именуются золотым веком Афин. Время культурного расцвета, экономического и политического могущества. Парфенон стал олицетворением этого расцвета. Храм с блистательным рождением и с драматической судьбой, в которой отражается история всей Греции.

Строительство храма началось в 447 г. до н. э. во времена Перикла. Над проектированием и возведением трудились знаменитые архитекторы Иктин и Калликрат, а скульптурным убранством занимался Фидий. В качестве материала использовался белый пентелийский мрамор. На строительство расходовались большие средства, и политические противники Перикла критиковали его за эти расходы, говоря, что надо направить эти деньги на что-нибудь другое. Если бы Перикл согласился с критиками, то не было бы у Греции Парфенона, и, вероятно, сегодня никто уже не называл бы то время золотым веком Афин.

Парфенон строился на протяжении десяти лет, и в 438-м году до н. э., во время праздника Панафинеи, состоялось его торжественное открытие и освящение.

Парфенон реконструкция
Парфенон (художественная реконструкция)

Храм посвящён Афине Парфенос – Афине Деве. Парфенос (Παρθένος) в переводе с древнегреческого означает – чистая дева.

Внутреннее пространство здания было разделено на несколько залов, и в самом большом, Восточном зале, располагалась статуя Афины. Руки и лицо статуи были выполнены из слоновой кости, а оружие и одежда отлиты из золота. В правой руке у Афины богиня победы – Ника, а в левой копьё.

Статуя Афины Промахос
Статуя Афины Парфенос ( художественная реконструкция)

Главный вход в храм с восточной стороны. Над входом фронтон со скульптурной композицией, изображающей рождение Афины. В центре Зевс и Афина, а по обе стороны все олимпийские боги.

Парфенон, восточный фронтон
Восточный фронтон (художественная реконструкция)

На западном фронтоне изображён спор Афины и Посейдона за право быть покровителем Аттики.

Парфенон, западный фронтон
Западный фронтон (художественная реконструкция)

Внешнюю колоннаду храма опоясывал фриз, состоящий из девяноста двух метоп, разделённых триглифами. На метопах изображены сцены сражений: на восточной стороне храма – битва с гигантами, на севере – Троянская война, с запада – война с амазонками, на юге – сражение с кентаврами. 

Метопы Парфенона
Фронтон и фриз с метопами (художественная реконструкция)

Ещё один барельефный фриз был расположен за внешними колоннами, на внешних стенах целлы храма. Он изображал праздничное панафинейское шествие. В этой скульптурной процессии участвовало триста пятьдесят пеших и сто пятьдесят конных фигур:  всадники, колесницы, музыканты, граждане с дарами и без них. Над главным входом в храм изображено окончание процессии: жрец в окружении богов принимает сотканный для богини пеплос.

Фриз Шествие в Панафинеи

Крыша храма была сделана из мраморной черепицы. Многие скульптурные и архитектурные элементы храма были раскрашены – в основном использовались красный, синий и золотой цвет.

Можно пытаться представить, как восхитителен был Парфенон в пятом веке до нашей эры.

Афинский Акрополь реконструкция
Картина Лео фон Кленце “Афинский Акрополь” (1846 г). Справа возвышается Парфенон.

К сожалению, до наших дней храм не дошёл в первозданном виде.

В IV в. до н. э., во время усиления Македонии, Афины стали терять могущество, и это сказалось на Парфеноне. Македонское царство – эллинистическое государство, и Александр Македонский, в 323-м году до н. э. приславший в Афины свой военный гарнизон, принёс в дар Афине Парфенос доспехи трёхсот побеждённых персидских воинов. Однако он же внёс изменения в облик храма, разместив четырнадцать щитов на восточной стороне Парфенона.

В 300-м г. до н. э. военный деятель Лахар, вероятно афинского происхождения, захватил власть в Афинах, заявив что действует с указания македонского царя Кассандра. Спустя некоторое время деятель вынес из Парфенона всё золото, в том числе и со статуи Афины. Вскоре Лахару пришлось бежать из города, но золото он так и не вернул.

В начале второго века до нашей эры, во время римского господства, представитель зажиточной греческой династии Атталидов установил в Парфеноне памятник в форме огромного пьедестала, в честь одного из своих предков. В 31-м г. до н. э. монумент переименовали в честь римского императора Августа.

В середине третьего века нашей эры, вероятно во время нашествия герулов, на Акрополе случился пожар, в котором пострадал и Парфенон. Была разрушена крыша и перекрытия. Мрамор потрескался. Разрушилась колоннада в восточной части, обе основные двери храма и второй фриз. После пожара была проведена реконструкция храма, но она не восстанавливала его первоначальный вид. Крышу сделали только над внутренними помещениями, а внешняя колоннада осталась под открытым небом.

В пятом веке, в византийские времена, статуя Афины Парфенос и сокровища храма были вывезены в Константинополь. Некоторые источники сообщают, что в Константинополе статуя погибла в пожаре.

Вероятно в это же время Парфенон был преобразован в христианский храм Святой Софии. Позднее, в 13-м веке, во времена франкского правления, храм стал Собором Пресвятой Богородицы.

В 1458-м году Афины попали в руки турок. В семнадцатом веке, во время турецко-венецианских войн турки устроили в Парфеноне пороховой склад. В 1687-м году в ходе боевых действий порох взорвался и храму был нанесён огромный ущерб. Центральная часть храма была полностью разрушена.

Более-менее уцелел западный фронтон, но командующий венецианскими войсками Франческо Морозини захотел вывезти в Венецию центральные скульптуры фронтона, и при попытке их снять, скульптуры упали и разбились. Вскоре Афины снова перешли к туркам.

Около 1780-го года французский посол в Османской империи Огюст де Шуазёль-Гуфье используя свои связи завладел двумя метопами и фрагментом фриза Парфенона. Одну метопу у француза отняли британцы, а остальное экспонируется в Лувре. Вероятно, отнятая у Шуазеля метопа раздразнила у британцев аппетит, и в 1801-м году британский посол в Османской империи  Томас Брюс Элджин выхлопотал у султана разрешение сделать чертежи древностей Афинского акрополя. В ходе работы по “построению чертежей” Элджин вывез в Британию половину уцелевших скульптур Парфенона. Скульптуры выпиливались и снимались несмотря на вызванное варварским демонтажом разрушение частей здания. Теперь эти скульптуры выставлены в Британском музее.

В 1832-м году Греция обрела независимость, и началась работа по реконструкции Парфенона. В 1840-х годах частично восстановили четыре колонны северного фасада и одну колонну южного фасада. В стены внутренних помещений храма вернули на свои места более ста блоков. В 1894-м году произошло землетрясение, усилившее повреждения храма. В 1910-х годах началась новая программа реставрации, рассчитанная на десять лет. Планировалось полностью реставрировать внутренние стены, укрепить фронтоны и установить гипсовые копии скульптур, вывезенных Элджином. Программа не была полностью выполнена, но благодаря ей разрушенный Парфенон приобрёл свой современный вид. Наиболее значимым изменением стало восстановление секций колоннад, соединяющих восточный и западный фасады.

В 2009-м году в Афинах открылся Новый музей Акрополя, в котором хранятся статуи Парфенона. Также греческое правительство ведёт работу по возвращению скульптур из Британии, но Британия отдавать скульптуры пока отказывается.

В настоящее время на западной стороне храма установлены строительные леса. А значит есть надежда, что когда-нибудь Парфенон снова предстанет во всём своём великолепии.

Парфенон
Парфенон
Парфенон
Парфенон
Парфенон
Парфенон
Парфенон

Греция, Афинский Акрополь – Парфенон: 3 комментария

  1. What a amazing piece of article on this mesmerising Monument !!!! It gave me insight on history , culture , political aspects about Parthenon. I can only imagine the level of thrill you had when you witnessed this great temple. Remarkable picture too. Thank you .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *