Двадцать пятого января исполнилось восемьдесят пять лет со дня рождения Владимира Высоцкого.
Многие отметили день рождения Высоцкого в компании близких друзей, под гитару и любимые песни. Наверное на следующее утро кто-то задался вопросом “Ой где был я вчера…”, а кто-то ничего – “Вдох глубокий, руки шире, не спешите, три-четыре…”. Празднуют юбилей в клубах бардовской песни, в театрах, в литературных клубах, школах, библиотеках по всей стране.
В эти январские дни на ВДНХ проходит фестиваль с выразительным названием “Высоцкий. Я люблю”.
Удивительное дело, на прошлых выходных мне ни с того, ни с сего захотелось съездить на ВДНХ. Про фестиваль я не знал, и после недолгих раздумий отправился на волейбольную площадку в соседней школе. В начале этой недели узнал про фестиваль, и с планами на эти выходные раздумий уже не было, только на ВДНХ.
Первым мероприятием, на которое я попал, стала лекция с названием “Высоцкий и циклотрон. Физики и лирики”. Проходила она в павильоне “Космонавтика и авиация”. Вёл лекцию шеф-редактор научно-популярного журнала “Кот Шрёдингера” Григорий Тарасевич.
Открыла лекцию и задала ей тон песня Владимира Высоцкого “Марш студентов-физиков”.
Затем лектор попытался донести атмосферу конца 50-х, начала 60-х годов. Это было время развития советской науки, и наука занимала умы всего народа. О науке писали газеты и журналы, о ней слагались песни и писались картины, о науке спорили люди совсем не связанных с ней профессий. Ведущий лекции привёл известную историю об итальянском физике Бруно Понтекорво, переехавшим в СССР и занимавшимся изучением нейтрино. Как-то Бруно заблудился в лесу в районе Дубны, потом вышел на какую-то просёлочную дорогу, где его подобрал трактор. По дороге Бруно рассказал трактористу, что занимается нейтрино, на что тракторист заметил, что не смотря на итальянский акцент, правильно говорить – нейтрон, а не нейтрино.
В ходе лекции тема города Дубна продолжилась, ведь Владимир Высоцкий много раз бывал в Дубне, здесь проходили его концерты. И песня “Марш студентов-физиков” была очень близка слушателям, ведь в Дубне находится Объединённый институт ядерных исследований. По воспоминаниям очевидцев в 60-е годы в Дубне царила атмосфера свободы и прогресса. К достижениям учёных были прикованы взгляды всей страны. Сюда приезжали знаменитые художники, организовывали выставки. Поэты, музыканты приезжали с концертами.
После описания атмосферы 60-х годов лектор перешёл к появлению известного спора между “лириками” и “физиками”, который в 1959-м году запустила газета “Комсомольская правда”. А дальше Григорий Тарасевич предложил аудитории подискутировать на два вопроса:
Если бы Владимир Высоцкий жил в наши дни, то как складывалась бы его судьба сейчас. Пел бы он сейчас в Кремлёвском дворце, или был бы вне официальной линии, или бы вообще получил статус инагента.
И второй вопрос:
Судьба дискуссии между “лириками” и “физиками” в наши дни. Жива ли она, актуальна ли, и если нет, то может ли возобновиться.
Обсуждение пошло по обоим вопросам одновременно. Мужчина лет шестидесяти, в костюме, во втором ряду, взял микрофон и сказал, как отрезал, что физики со своими задачами справились, а лирики нет.
Затем слово взяла пожилая женщина с довольно резким голосом, и громко вопросила, как можно было вообще допустить мысль, что Высоцкий сейчас мог бы быть инагентом. И добавила, что он сейчас бы пел соответствующие моменту песни, и их слушали бы на всех рубежах.
Дальше слово взял мужчина лет сорока из последнего ряда, и дал отпор мужчине из второго ряда, защитив и оправдав таким образом “лириков”. В качестве убедительного аргумента он привёл советские фильмы. Женщина с резким голосом снова попросила микрофон и повторила своё предыдущее заявление.
Затем микрофон перешёл к женщине помоложе, и она выступила за примирение “лириков” и “физиков”, сказав, что это части одного целого. И ещё несколько желающих высказать своё мнение сделали это в таком же примиряющем ключе.
В течении лекции, и в её завершении, звучали песни Владимира Высоцкого: “В далёком созвездии Тау Кита”, “Охота на волков” и другие.
После завершения лекции я направился к павильону “Книги”, на поэтический вечер “Владимир Высоцкий. Поэт, актёр и гражданин”.
Здесь читали и обсуждали стихи Владимира Высоцкого. А песню “Если друг оказался вдруг…” пели хором несмотря на отсутствие аккомпанемента.
Участники вечера делились впечатлениями. Здесь были люди, которые посещали концерты, видели спектакли с участием Владимира Высоцкого.
Когда поэтический вечер закончился, его участники ещё долго не расходились, разговаривали, вспоминали.
В рамках фестиваля “Высоцкий. Я люблю”, организованного при участии Государственного музея Владимира Высоцкого, на ВДНХ проходят и другие мероприятия: творческая встреча с Никитой Высоцким, спектакль “Высоцкий. Я люблю”, концерт “Ко дню рождения Владимира Высоцкого”, кинопоказ фильма “Служили два товарища”, и это далеко не полный список.
Интересно!
Да, Троянда был замечательный пансионат. С настоящей курортной атмосферой. Розы, фонтан с камнями из голубого стекла, качели в тенистых беседках. А столовая с прозрачными стенами, и радио “Уважаемые отдыхающие пансионата “Троянда”, первая смена приглашается на обед”… Скорей бы уже изобрели машину времени, чтобы успеть пообедать хотя бы со второй сменой.
Каждое день в близком к нам пансионате “Троянда” начинался песней Высоцкого “Утренняя гимнастика”. Иногда я плавал на лодке ловить бычков, и тогда слушал эту жизнеутверждающую песню среди волн. Так это время и осталось в памяти. А вообще, Высоцкого я слушал всегда, начиная с фильма “Вертикаль”. После него вышла первая пластинка “миньон” с песнями из фильма. Ну, а потом настала эра магнитофонов и магнитных лент. Да, покупал и выписывал по почте коллекцию пластинок, собрал тогда все.