Отдых на Чёрном море. Анапа 2013.

Первый раз в Анапе я побывал в 2011-году. Раньше как-то не довелось, хотя с детства знал, что у нас там живёт родня.

В тот приезд у нас в распоряжении было всего три дня на знакомство с Анапой. Их оказалось недостаточно, так как город довольно большой, а знакомились мы с ним посредством пеших прогулок. Тогда же я решил в следующую поездку в Анапу взять с собой велосипед.

Время следующей поездки настало, но с транспортировкой велосипеда возникли проблемы. Попробовал прикрутить его к багажнику на крыше машины – получилось не особо ладно. Пришлось ехать в Ростов, чтобы поискать там специальное крепление для перевозки велика. Первое место поиска – авторынок «Алмаз». Обошли с родителями весь рынок, но нормального крепления, чтобы с замком и не кустарного вида, не отыскали. Поехали в ближайший дилер фирмы, занимающейся производством креплений и грузовых боксов. Там нам сказали, что в наличии крепления нет, надо заказывать. Дальше решено было ехать к самому дальнему от нас дилеру – на проспект Стачки, и заглянуть по пути в Ауди-центр на Театральном проспекте. Являясь ветераном нескольких Ауди-центров, я был уверен, что велосипедное крепление в салоне Ауди в наличии окажется, но вот с каким ценником – это вопрос. Ценник оказался в полтора раза жирнее, чем тот, что заявлен на сайте производителя. “Спасибо, подумаем, до свидания”. На проспекте Стачки цена оказалась съедобной, и велосипедное крепление перекочевало из торгового зала в багажник нашей машины.

В 2011-м в Анапу мы ехали с навигатором «Навител», но до лета 2013 он не дожил. В одном чудесном белокалитвинском автосервисе, куда нас направило не менее чудесное белокалитвинское отделение «Росгосстраха», навигатор был безвозвратно угроблен. Этим летом маршрут прокладывал «Гармин», и сделал он это, в отличие от “Навитела”, в обход Краснодара через Крымск. Дорога неплохая, но изрядно загруженная.

По дороге в Анапу

Как и в прошлый раз, сначала мы поехали в Новороссийск, а потом в Анапу. В Новороссийске установили памятную плиту на братской могиле, в которой похоронен Фёдор Петрович Хандюков. Братская могила находится на территории Новороссийской Морской Академии. После установки памятной плиты мы посетили мемориальный комплекс «Малая Земля». В этот день на территории комплекса проходил международный фестиваль «Морской узел», который проводится в Новороссийске ежегодно с 2002-го года.

В Анапу мы приехали уже поздним вечером. Радость встречи давно не видевшихся родственников, отличный ужин, разговоры глубоко за полночь.

На следующее утро подъём состоялся довольно рано. Позавтракав и уложив пляжные принадлежности в рюкзак и пакеты мы отправились на море. Самый разгар курортного сезона, но на пляже, к счастью, оказалось довольно свободного места. Мы постелили покрывало, надули матрас и… в море! Водичка тёплая, солнце горячее – красота! Возле берега плескался детсад, чуть подальше купальщики школьного возраста и почтенные матроны, визжащие как дети при встрече с медузой. Наш же ареал обитания – возле буйков. Здесь вода гораздо чище, чем возле берега, и мы с отцом и братом стали по очереди нырять в маске. Нашли несколько живых моллюсков. Полюбовались уловом и отпустили добычу в море. Я попробовал плавать в маске с трубкой, но почему-то не смог через трубку вдыхать, хотя ее верхний край был выше уровня воды. При этом трубка не была ничем закупорена. Вероятно, как в мультфильме «Ну, погоди», в момент плавания на трубку садится птичка.

Вволю наплававшись и выйдя не берег, мы пошли к волейбольным площадкам. На центральном пляже их четыре, и все они заняты игроками. На двух площадках – пляжники, на остальных – любители классического волейбола. Мы с братом Пашкой и его девушкой Тоней присоединились к классикам. Познакомились с игроками. География их постоянной дислокации оказалась очень разнообразной. Несколько человек из Москвы (одного из них я уже встречал раньше на популярной московской волейбольной площадке в Серебряном Бору), несколько очаровательных представительниц города Ангарска, были игроки из Санкт-Петербурга, Омска, Самары, и, наверняка, много откуда ещё. До обеда игра шла навылет, так как на нашей площадке организовалось три команды. Когда солнце достигло зенита, ряды волейболистов стали редеть. Жарко. Песок нагрелся настолько, что стоять на нём стало очень горячо. Выход – разгребать ногами верхний горячий слой песка и стоять на нижнем слое – ещё не прогретом. Но и это спасло не надолго. К двум часа дня площадка превратилась в фортификационное укрепление из шести окопов. Пришлось прервать игру до вечера и отправиться купаться. Окунуться в море после игры на солнцепёке – вот истинное блаженство!

Отдых на Чёрном море, Анапа 2013

В перерывах между купаниями мы ходили в кафе за пирожками, сладкими трубочками, минералкой, пивом и чипсами. Дорожка к кафе проходит мимо турника, поэтому каждый поход в кафе сопровождался подходом к спортивному снаряду. Ещё одно блюдо, под названием «кукурузка варёваная», мы получали прямо на пляже. Два сотрудника службы питания в шляпах и зеркальных очках доставляли кукурузку каждому желающему, периодически провозглашая через мегафон речёвку с неподражаемой вопросительно-восклицательной интонацией: – Алло! Подъём! КУк-курузку варёваную берём?! – И через небольшую паузу: – Подходим пробуем! Кууу-кууу… – Кукурузка?!

Несмотря не цену в полсотни целковых, артистичные продавцы товар, тем не менее,  успешно сбывали.

Когда полуденная жара стала спадать, возобновился волейбол. Так, то играя, то плавая, мы провели день на пляже до самого захода солнца. Сложив пляжные принадлежности в рюкзаки и сумки, направились к дому. Одевая рюкзак на плечи, я почувствовал, что спина подгорела. У Пашки и Тони дела оказались получше – действенным оказался тот рекламный пробник крема для загара, что бесплатно был выдан нам представителями какой-то косметической фирмы.

Отдых на Чёрном море, Анапа 2013

По пути к дому мы зашли в продуктовый магазин и запаслись всем необходимым для вечернего застолья. Дома одна часть нашего коллектива занялась приготовлением ужина, другая часть – беседой во дворе и разгадыванием кроссворда. Наш брат Мишка, как главный специалист по кроссвордам, объявлял параметры необходимого слова, а потом утверждал или не утверждал предложенные варианты. Через полчаса мама и тётя Тоня – мама Мишки – объявили, что ужин готов.

Трапеза прошла в самой тёплой атмосфере. Из-за стола не хотелось вставать, но нас манила прогулка по вечерней Анапе. Мы направились в центр. Несмотря на поздний час, улицы заполнены гуляющим народом. На аттракционах, в караоке, в уличных кафе – везде аншлаг. Много зрителей собрало шоу на роликах, которое демонстрировала храбрая девушка, выписывающая пируэты прямо на проезжей части. Не меньшее число зрителей и слушателей у музыкантов, дающих на ночных улицах концерты самых разных направлений.

Так прошёл наш первый день отдыха в Анапе сезона 2013. Тематическое наполнение следующих дней во многом похоже на первый, но были и нововведения. Это промышленный лов черноморской креветки розовым детским сачком, велосипедная прогулка до маяка, дайвинг, и отдельным пунктом – поездка на дайвинг.

Креветок обнаружил отец. Он перевернул буёк и увидел креветок, спешно покидающих нижнюю часть буйка, заросшую водорослями. После этого важного наблюдения была приобретена снасть в близлежащем ларьке с детскими принадлежностями для морского отдыха. Дальше мы решили, если говорить профессиональными рыбацкими терминами, «обстучать» розовым сачком сваи причала. Первый же подъём снасти принёс неплохой улов и привлёк нескольких зевак возрастом от семи до десяти лет. Зеваки заинтересовались ловлей, а когда они услышали от “опытных рыбаков”, что это в сачке не что иное, как личинки крокодилов, интерес утроился. Всего за этот выход в море было поймано около десяти креветок. По окончанию путины все они были отпущены по домам. На рынке в Седово, бывает, продают крупную креветку с табличкой «Черноморская» и с ценником в два раза превышающим ценник азовской креветки. Так вот здесь, в Анапе на Чёрном море, мы вылавливали точно такую же по размеру креветку, как и в Азовском море в Седово.

На рынке в Анапе

Поездку на дайвинг опишу отдельно от самого дайвинга, так как это разные по полярности впечатления. Продавщица билетов на дайвинг подробно рассказала нам о том, как это всё организовано:  – Вы приходите к двенадцати часам дня к аквапарку «Золотой пляж. Здесь вас ждёт комфортабельный автобус, который везёт вас в уникальный ландшафтно-флористический и морской заказник  «Большой Утриш». Там, в Большом Утрише вас уже будут ожидать инструкторы и экипировка. Вы погружаетесь, наслаждаетесь красотами подводного мира. После погружения садитесь в свой автобус, который доставит вас на исходное место – к аквапарку. Всё это займёт около трёх часов.

На деле всё оказалось несколько иначе. Я, Пашка и Тоня собрались на дайвинг, а родители остались на пляже. С ними остался и велосипед, примкнутый замком к дереву. Ключ от замка я, как обычно, положил в рюкзак. Уверенный, что часа в три дня мы вернемся с дайвинга, как говорила продавщица билетов, потом покупаемся и часов в семь все вместе пойдём домой, я не подумал сказать родителям про ключ.

В условленное время мы пришли к аквапарку. Продавщица билетов встретила нас и сообщила, что их фирменный комфортабельный автобус сломался, поедем на чуть менее фирменном. Это оказался какой-то древне-японский шарабан на двенадцать мест. Водитель, смуглый мужикан с блестящей лысиной лет шестидесяти пяти и, как выяснилось впоследствии, ярый грекофил, артистично посетовал на поломку комфортабельного автобуса и попросил потесниться, чтобы на двенадцати, уже занятых местах, разместить ещё двух пассажиров – габаритную тётю с большим носом и её упитанное чадо. Из взглядов между грекофилом и тётей можно было понять, что они объяты романом, который вынуждены скрывать. Наконец, шарабан тронулся в путь, а водила, наверное, чтобы произвести сногсшибательное впечатление на свою избранницу, обратился ко всем пассажирам шарабана и начал громкую речь о греках и их заслугах перед человечеством. Потом перешёл к описанию достопримечательностей, видимых из окон, особенно выделяя из их числа винный магазин в Варваровке, в котором каждому посетителю выпадает уникальная возможность приобрести бутыль лучшего в мире вина. Оратор похоже, чересчур разволновался пред предметом своих чувств, и поэтому рассказ о достопримечательностях, пересыпаемый глупыми шутками, вышел слегка нелепым. В итоге, один из пассажиров не выдержал и попросил рассказчика помолчать и просто вести шарабан к месту назначения. Тётя с большим носом недовольно хмыкнула.

Наконец, мы добрались до Большого Утриша. Тут выяснилось, что перед нами приехала ещё куча автобусов с дайверами и нам придётся «немножко» подождать. Ждём час, ждём другой, ждём третий – очередь всё не подходит. В четыре часа дня мы начали волноваться, ведь надо успеть к родителям на пляж в Анапу, где стоит примкнутый к дереву велосипед. Оно бы Бог с ним, с велосипедом, но родители вряд ли бросят его на пляже, а ключ в рюкзаке найдут ли – это вопрос. Позвонить у нас возможности не было, так как телефоны мы не брали, не зная – можно ли их где-то сдать на хранение на время погружения. Мы стали искать возможность вернуться в Анапу без погружения, лишь бы успеть часам к шести, но это оказалось не так просто. Тут, наконец, подошла очередь нашего погружения. Погружение – это отдельная история, про неё чуть позже. После погружения, выйдя из воды и переодевшись мы снова оказались в шарабане, а солнце уже клонилось к закату. Водила попытался отыграться за то, что его предыдущую блестящую речь прервали и начал капризничать по поводу того, что пассажиры в мокрых плавках могут намочить сидения в его шикарном лимузине. Получив несколько гневных реплик в ответ, шофер, наконец повез нас в обратный путь. Дорога оказалась вся в пробках. Но надо отдать должное, на участках, где пробок не было, наш возница выжимал из своего «Боливара» всё, что можно. Последний финт дня водитель выдал, когда мы проезжали Варваровку. Предложил остановиться у легендарного винного магазина, про который он рассказывал. Дама с большим носом поддакнула, но пассажиры ответили очень красноречивым отказом. Все негодовали из-за того, что вместо обещанных трёх часов поездка заняла весь день.

До исходного пункта – аквапарка наш шарабан не доехал, так как вся Гребенская улица стояла в пробке. Мы с братом и Тоней побежали на пляж к родителям бегом, ведь время было уже около девяти вечера. На пляже родителей не оказалось, велосипеда тоже. Мы быстрым шагом пошли домой. Дома все были уже в сборе, а велик стоял во дворе. Мама рассказала, что они с отцом довольно быстро нашли ключ в рюкзаке. Я, наконец, вздохнул облегченно, но в душе продолжал винить себя за то, что не предусмотрел такой ситуации и не сказал, где ключ.

Теперь, наконец, про погружение и Большой Утриш. Большой Утриш – место очень живописное. Горные склоны, покрытые лесом, спускаются прямо в море. Дорога в Большой Утриш идёт по возвышенности. В нескольких местах чуть поодаль от дороги сделаны смотровые площадки. Вечером, когда мы ехали обратно, на площадках было много людей. Они наблюдали прекрасный морской закат.

Мест для дайвинга в Большом Утрише несколько. Так как никто из нас до этого не пробовал себя в дайвинге, мы попали в место , где проводят так называемые ознакомительные погружения. Ознакомительное погружение от других видов погружений отличается тем, что с тобой постоянно плавает инструктор. Перед тем как нам выдали снаряжение, мы прошли инструктаж: бывалый дайвер рассказал про основы жизнедеятельности под водой и про то, как надо правильно продуваться, чтобы разность давлений не повредила уши. Затем нам дали гидрокостюмы с ластами и направили к спуску в море. Вода была довольно тёплая, и мы удивлялись тому, что дайверы-любители, плававшие перед нами, выходили из воды стуча зубами. Наконец, на наши спины водрузили баллоны с сжатым воздухом, а на головы – маски. Погружение началось.

Ощущение очень интересное. Сначала немного волнительно – получится ли дышать через трубку от баллона и не выпадет ли она изо рта. Потом привык и сконцентрировался на наблюдении за подводным миром. Оказывается, если ты не спешишь на поверхность вдохнуть воздуха, то рыбки вполне принимают тебя за своего. Я не спеша плавал возле дна, а какие-то рыбы курсировали прямо перед моим носом. Интересно, как бы они себя вели, если бы моя физиономия была похожа на акулью. Немного спустя инструктор показал жестом направление, куда стоит прогуляться. Мы поплыли, и я увидел впереди темнеющую бездну. В неё мы и направились, пошли на погружение. Чем глубже погружались, тем становилось понятнее, почему предыдущие дайверы стучали зубами при выходе из воды. Вода на глубине гораздо холоднее. Помимо холода, здесь меня захватило ощущение какого-то всеобщего покоя. Перед маской не торопясь проплывали медузы и рыбы. Водоросли медленно шевелили своими листьями под действием течений. Здесь, на глубине, сумерки с изумрудным оттенком, лишь лёгкое рассеянное свечение пробивается сверху. Тишина. Только мерный шум пузырей выдыхаемого воздуха нарушает её. Волшебный мир. Мы с инструктором «нашли» несколько артефактов на дне: мотоцикл с коляской, огромный якорь, обросший ракушками, старую мину с рожками. Наверное, детворе это очень интересно. Меня же поразил покой и гармония морской глубины. Я замёрз, но с удовольствием поплавал бы ещё. Однако времени на погружение отводится не так много. Мы поплыли к берегу.

Впечатление от этого погружения осталось надолго и остаётся во мне до сих пор. Чувствуется, что дайвинг – это такое увлечение, которым можно «заболеть» очень серьёзно.

Ещё одним запоминающимся пунктом отдыха в Анапе стали велосипедные прогулки. Так как велосипед был один, катались по очереди. Отец выбрал для велосипеда утреннее время. Мне же понравилось кататься вечером по набережной. Она в Анапе сделана таким образом, что по широкой пешеходной дорожке вдоль моря можно ехать километр за километром, не встречая преград в виде ступеней и заборов. Дивный летний вечер, справа море с серебряной лунной дорожкой, слева уличные кафе с музыкой и разноцветными фонариками, подо мной мой верный велосипед, а вокруг лавочки с девушками, готовыми помочь заблудившемуся велосипедисту в навигации по звёздам. Такие прогулки я предпринимал почти каждый вечер, меняя маршрут и каждый раз находя что-то интересное: маяк, старую крепость, краеведческую фотовыставку, памятники и интересные здания, концерт под открытым небом знаменитых шансонье. Жаль, что велосипед был только один. Кататься компанией было бы ещё интереснее. Вот таким получился наш отдых на Чёрном море в Анапе сезона 2013-го года.